Управление маркетингом
Управление маркетингом – комплексная управленческая деятельность, направленная на согласование способностей и деятельности компании, в соответствии с потребностями потребителей и возможностями, предоставляемыми рынком.
Суть управления маркетингом. Управление маркетингом – управленческий и социальный процесс, поскольку управление маркетингом предполагает согласованность «внутренних» административно-управленческих действий и решений с ее «внешней деятельностью», происходящей в социуме. Управленческие решения, приводящие компанию к действиям должны строиться на базе изучения нужд, потребностей, запросов потребителей, с учетом выявления и понимания механизмов формирования потребительских ценностей, при нацеленности на организацию оптимальных условий, способствующих взаимовыгодному товарно-денежному обмену между потребителями и компанией.
Цель управления маркетинга – установление, укрепление и поддержание выгодных обменов между компанией и целевыми потребителями, осуществляемых ради максимизации удовлетворенности потребителей, и, посредством этого, достижения целей компании.
Задача управления маркетингом – эффективное управление ресурсами, предполагающее: планирование и реализацию программ, направленных на постоянное создание и поддержание взаимовыгодных отношений с целевыми потребителями для достижения целей компании, среди прочих: получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т. п.
Функции управления маркетингом. Выделяют две группы функций управления маркетинга:
- управленческие – целенаправленное организующее воздействие:
- планирование деятельности;
- организация маркетинговой деятельности;
- координация (регулирование);
- стимулирование (активизация, мотивация);
- контроль (анализ, учет)
- аналитические – определение состояния, размера, перспектив объектов управления, осуществляемые в 2х срезах: рынок (поставщики, конкуренты, макро и микро показатели) и потребитель:
- организация сбора информации,
- организация обработки информации,
- оценка информации;
- анализ информации;
- прогнозирование;
- подготовка принятия решения.
Различают два уровня управления маркетингом: стратегический маркетинг и тактический маретинг.
Стратегический уровень
Стратегический уровень управления маркетингом (маркетинговая стратегия) – долгосрочное согласование возможностей фирмы с ситуацией на рынке, т.е. в согласовании внутренней и внешней сред деятельности фирмы. Маркетинговую стратегию часто путают с целями компании по развитию деловой активности на рынке. Однако, в отличие от целей, маркетинговая стратегия – это план достижения этих целей, в котором должны быть отражены все элементы маркетинга, финансовые ресурсы и производственные возможности. Наиболее распространенными стратегиями маркетинга являются:
- совершенствование организационной структуры фирмы;
- организация проникновения на новые товарные рынки;
- разработка и введение на рынок нового товара; проникновение на новые рынки посредством создания совместных предприятий;
- кооперация деятельности с фирмами, обладающими опытом успешной деятельности на интересующих рынках.
Тактический уровень
Тактический уровень управления маркетингом (маркетинговая тактика) ориентирован на формирование рыночного спроса на существующие товары и услуги компании. Возможные пути реализации маркетинговых мероприятий на этом уровне управления могут быть следующие:
- изучение рынков с целью формирования спроса и стимулирования сбыта;
- анализ товаров и управление их номенклатурой с целью максимального удовлетворения рыночных требований;
- прямые контакты с потребителями; увеличение и обучение персонала; активное участие в выставках и ярмарках; расширение номенклатуры (диверсификация) производимых товаров;
- создание и повышение эффективности сервиса; адаптация товара к специфическим требованиям покупателя; рекламные мероприятия; управление ценами.
Управляющий по маркетингу тактического уровня — это должностное лицо компании, занимающиеся претворением в жизнь намеченных планов и/или осуществляющие контрольные функции. Сюда относятся управляющие по сбыту и сотрудники службы сбыта, руководящие работники службы рекламы, специалисты по стимулированию сбыта, исследователи маркетинга, управляющие по товарам и специалисты по проблемам ценообразования.