Скиминг
Скиминг в маркетинге — метод установления высокой цены на новый товар, затем снижение цены с течением времени. Скиминг происходит от английского "skimming" — "снятие сливок". Применительно к маркетингу, ценовой скиминг — установление высокой цены на товар-новинку в расчете на покупателя, готового купить этот товар по высокой цене. Скиминг цены - это временная версия ценовая дискриминация, делающей товар сколь желанным, столь и не доступным для массового рынка, но позволяющая "снять сливки", продавая товар на более выгоднях условиях (скимингу сопутствует предзаказ и предоплата товаров). Скиминг позволяет фирме отладить массовое производство, быстро восстановить свои невозвратные издержки, связанные с разработкой и выпуском новинки, непосредственно перед прямой конкуренцией с выпускаемыми позднее товарами-конкурентами.
Цель маркетинговой стратегии скиминга — захват излишков потребительский средств, которые потребитель готов потратить за товар-новинку.
Ценовой скимминг применяется в основном:
- на технологических рынках, фирмы устанавливают высокие цены за первый этап жизненного цикла продукта;
- в сегменте лакшери, когда покупателя готовы заплатить самую высокую цену за право обладания статусным товаром.
Стратегия скиминга. Прибегая к ценовому скимингу, фирма-производитель устанавливают цену — как результат анализа рыночной ситцации — максимально приемлемую для этого рынка цену, в желании получить наиболее возможную прибыль от реализации в товаре неких "новшеств". Собственно новизна товара, а также расходы по разработке и выведению товара-новинки на рынок и побуждает производителей прибегать к скимингу, а расчет на прибыль диктует необходимость рисковать своими средствами, вложенными на новые исследования, разработки и выпуск новинок. Как-только излишки средств собраны, спрос первых клиентов удовлетворен, фирма снижает цену на товар-новинку, чтобы привлечь другой покупательский сегмент, более чувствительную к цене на данный вид товаров.
Обычно скиминг эффективн, если:
- существует большая вероятность того, что высокая цена не от-пугнет покупателей от нового товара;
- расходы на производство нового товара слишком высоки и он может быстро устареть;
- патенты предпринимателя достаточно хорошо защищены от конкуренции.
Скиминг также применяется в случе, если когда предпринимателю трудно установить цену на свою продукцию, особенно если данный товар является новым на рынке.
Есть несколько проблем скиминга цен:
- Скиминг эффективен только тогда, когда фирма сталкивается с неэластично кривой спроса;
- Скиммеры должны быть осторожны с законом. Ценовая дискриминация является незаконной во многих странах;
- Скиминг цены может вызвать проблемы для формирования цепочки распределения (для формирования маркетингового канала). Только предоставляя возможность торговцы получения высокой прибыли при перепродаже товара, можно убедить их с энтузиазмом взяться за продвижение этого товара на рынок;
- Skimming поощряет конкурентов к погоне за высокой рентабельностью;
- Производитель может лишиться части постоянных покупателей, если он, после скиминга, снизят цены слишком быстро и без существенных изменений (оптимизации)продукта;
- Высокая рентабельность может снизить маркетинговые показатели фирмы, повлиять на снижение эффективности менеджмента и на снижение динамики развития;
Примеры скиминга. Известные примеры использования практики скимминга связаны с установлением заведомо высокой цены на смартфоны iPhone, первые модели микроволновых печей, видеоигр, видеомагнитофонов и персональных компьютеров и т.п.