Мистери шоппинг
Мистери шоппинг (mystery shopping) — метод «таинственного покупателя» или метод «инсценированной покупки» – метод исследования и оценки помощью покупок, совершаемых специалистами исследовательской компании, действующими инкогнито.
Маркетинговый термин мистери шоппинг происходит от английского mystery shopping – "тайная покупка"
Цель мистери шоппинг – улучшить качество работы торгового персонала, подстройка менеджмента и бизнес-модели торгового предприятия. На основе результатов исследования мистери шоппинг строятся модели рыночных преимуществ и недостатков фирмы-заказчика по сравнению с конкурентами, а также анализируется конкурентная среда компании.
Метод мистери шоппинг позволяет провести оценку (или проверку) деятельности фирмы без ведома ее персонала, проанализировать и оценить различные аспекты функционирования фирмы глазами реального потребителя.
Задачи мистери шоппинг:
- оценка условий торговли;
- качества торгового обслуживания;
- оценка сильных и слабых сторон работы персонала компании-продавца
С помощью мистери шоппинг можно исследовать как работу компании-заказчика исследования, так и ее конкурентов;
Мистери-шоппинг применяется торговыми компаниями, онлайн-магазинами, предприятиями общественного питания, сетями АЗС, курьерскими службами, автосалонами. Компания, в которой часто осуществляются акты продажи какого-либо товара или услуги, может легко воспользоваться этим методом. Чаше других к нему прибегают фирмы, имеющие розничные сети, поскольку любая покупка здесь может быть сделана просто и естественно. Объем выборки и стоимость исследования может сильно варьироваться в зависимости от исследовательской задачи, глубины исследуемой проблемы, количества фирм-конкурентов и др.
Слабая сторона мистери шоппинг как средства оценки работы продавцов — загруженность контроля соблюдения самой процедуры.
Мистери шоппинг – тоже, что и таинственный покупатель.