Маркетинговая информационная система
Маркетинговая информационная система (МИС) — совокупность процедур и методов планового анализа и представления информации для принятия решений. Маркетинговая информационная система (МИС) — это маркетинговая концепция, помогающая решать как задачи маркетинга, так и задачи стратегического планирования.
Маркетинговая информационная система – это единый комплекс, включающий в себя маркетинговый персонал, маркетинг-менеджмент, разработку и применение методов маркетинга, использование маркетинговых инструментов для решения задач маркетинга и задач общего планирования компании. Маркетинговая информационная система предполагает постоянное наличие ресурсов и постоянно функционирующий менеджмент для сбора, накопления и обработки данных с целью их использования для принятия эффективных маркетинговых решений в деятельности предприятия.
Цель создания маркетинговой информационной системы – используя внешние и внутренние источники информации, выявляет взаимосвязь компании с рынком и обеспечивая своевременной и достоверной информацией, служит развитию компании.
Сущность маркетинговой информационной системы. МИС необходима для сбора, обработки, анализа и распределения в установленное время достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений. Маркетинговая информационная система преобразует информацию, полученную с рынка и от внутренних источников в компании, в сведения, необходимые руководителям структурных подразделений компании и специалистам маркетинговых служб.
Маркетинговая информационная система предназначена для:
- оценки на основе статистического анализа и моделирования уровня выполнения планов и реализации стратегий маркетинга;
- нахождения и оценки стратегий и мероприятий маркетинговой деятельности.
- выявления благоприятных возможностей;
- раннего обнаружения возникающих затруднений и проблем;
Информация для маркетинговой информационной системы:
Внутренняя информация для МИС содержит данные показателей деятельности компании и сведения о взаимосвязи показателей: об уровне запасов сырья, материалов, готовой продукции и отгрузок продукции, заказах на продукцию и объемах продаж, об отгрузках и об оплате отгруженной продукции и др. Источниками внутренней информации для маркетинговой информационной системы являются:
- финансовая и бухгалтерская документация и отчетность;
- бизнес-планы и аналитические материалы к ним;
- документация по складскому учету – данные о запасах готовой продукции;
- отчеты о продажах (по ассортиментным группам, отдельным продуктам, географическим регионам, дням недели, сезонам и т.д);
- количество и структура клиентов;
- «портфель» заказов;
- величина и структура дебиторской задолженности;
- результаты тестирования товаров;
- анализ использования рекламно-информационных материалов;
- действующие цены;
- обращения в компанию;
- рекламации;
- результаты внутренних проверок;
- отчеты менеджмента;
- организационно-методические документы, регламентирующие службу маркетинга и др.
Внешняя рыночная информация для МИС – это информация, полученная из внешних источников методами анализа сведений о текущем состоянии и тенденциях рынка, деятельности конкурентов, сбор и анализа информации о деятельности контрагентов, информация полученная на основе проведения маркетинговой разведки и специально проводимых маркетинговых исследований. Источниками внешней информации для маркетинговой информационной системы являются:
- результаты полевых маркетинговых исследований;
- опросы;
- наблюдения;
- эксперименты;
- благодарственные письма;
- сбор информации на выставках;
- бенчмаркетинг;
- личные контакты с клиентами;
- тайные покупатели – ложные оферты конкурентам (посещение фирм-конкурентов, письменные запросы);
- прайс-листы, рекламно-информационные материалы конкурентов
- контакты с лицами, обслуживающими информационные потоки;
- открытая информация производителей и торговых организаций;
- результаты коммерческих исследований, проведенных специализированными исследовательскими организациями;
- годовые отчеты производителей, конкурентов и контрагентов;
Стратегическая информаци для маркетинговой информационной системы. МИС предполагает постоянный мониторинг, анализ и интерпретацию основополагающих показателей развития страны, отрасли, мониторинг законов и подзаконных актов, статистических данных (все это также относится к внешним источникам информации):
- данные РОССТАТА (объемы производства, цены, демография и др);
- данные отраслевой статистики;
- информация от органов государственной власти и управления, предоставляемая по запросам;
- годовые обзоры рынка, выполненные исследовательскими организациями;
- конъюнктурные прогнозы;
- готовые отчеты маркетинговых и консалтинговых агентств;
- публикации в общей, деловой, отраслевой и специализированной прессе
Первое определение о маркетинговой информационной системе было дано в работе Cox D.F. и Good R.E. (1967 г.),