Маркетинг территории
Маркетинг территории (территориальный маркетинг) — это маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании и инвестициях которых заинтересована территория. В связи с этим можно выделить:
- промоушн территории – маркетинг территорий, объектом внимания которого выступает территория в целом, осуществляемый на территории и за ее пределами и служащий целям брендинга, формированию отношения к территории и росту популярности территории;
- территориальный торговый маркетинг – маркетинг товаров, услуг, производимых и потребляемых на территории;
- экстерриториальный торговый маркетинг – маркетинг товаров, услуг, производимых на территории и потребялемых за ее пределами;
К числу основных субъектов маркетинга территории относятся:
- производители того или иного продукта (товаров, услуг и др.),
- его потребители (покупатели, пользователи);
- финансовые посредники;
- информационные посредники;
- государственные структуры: муниципальные и федеральные;
- общественные структуры.
Заказчиками (иннициаторами) маркетинга территории могут выступать предприниматели, органы управления, целые сферы экономики, средства массовой информации, компании – естественные монополии, тесно связанные с территорией. Традиционно, активными участниками маркетинга территорий выступают производители продуктов, основные средства производства которых находятся на территории.
Целями маркетинга территорий могут считаться:
- расширение участия территории и ее субъектов в реализации международных, федеральных, региональных программ;
- привлечение инвестиций, осваеваемых на территории;
- привлечение покупателей и заказчиков на продукцию и услуги, производимые на территории;
- повышение притягательности вложения, реализации на территории внешних по отношению к ней ресурсов;
- формирование и улучшение имиджа территории, ее престижа, деловой и социальной конкурентоспособности;
- стимулирование приобретения и использования собственных ресурсов территории за ее пределами к ее выгоде и в ее интересах.
Стратегии маркетинга территорий. Выделяются четыре основные группы стратегий, нацеленных: на привлечение резидентов, развитие промышленности территрриии, экспорта региональных товаров и услуг. Эти стратегии условно могут быть определены, как:
- маркетинг имиджа территории;
- маркетинг привлекательности (инвестиционной, скажем);
- инфраструктурный маркетинг;
- маркетинг персонала.
Реализация плана маркетинга территории – процесс перевода планов маркетинга территории в действия, обеспечивающие достиже-ние маркетинговых целей. Система реализации плана маркетинга тер-ритории состоит из взаимосвязанных элементов – программ действия, организационной структуры, людских ресурсов, управленческого кли-мата, культуры организации, систем решения и поощрений.
Продукт маркетинга территории – территория, имеющая свои конкурентные преимущества и недостатки. Территориальный маркетинг выявляет и частично создает уникальные свойства региона как товара, которые мо-гут быть полезны для потребителей: для предпринимателей – близость рынков сбыта, квалификация рабочей силы, условия предпринимательства, для туристов – климатические условия, достопримечательности, для инвесторов – цены на недвижимость, отработанность процедур купли-продажи титулов собственности.
Региональный маркетинг – это процесс выявления, создания и реализации предпосылок формирования экологически и социально-ориентированной региональной политики в целях формирования максимально благоприятной среды производства и жизнедеятельности, осуществляемой, как в регионе, так и вне его.
Маркетинг места – вид маркетинга, используемый с целью создания, поддержания или изменения мнения или отношения клиентов к отдельным местам. Маркетинг места включает маркетинг зон хозяйственной деятельности (местоположение заводов, магазинов, контор и т.п.), маркетинг мест отдыха (привлечение отдыхающих и туристов в конкретные города, районы, страны); маркетинг жилья и маркетинг инвестиций в земельную собственность (обустройство и продажа земельных участков как объектов помещения капитала).
Маркетинг страны – деятельность, ориентированная на повышение (поддержание) ее имиджа, притягательности для других стран, их хозяйствующих субъектов, других социальных институтов и населения, престижа в международных организациях.
Маркетинг достопримечательностей – стратегия маркетинга территории, направленная на повышение притягательности данной территории для человека путем использования архитектурных, экономических, экологических, культурных, спортивных и т.д. памятников.
Маркетинг инфраструктуры – стратегия маркетинга территории, имеющая целью повышение степени цивилизованности проживания, развития и хозяйствования на данной территории как долгосрочного конкурентного преимущества территории.