Маркетинг
Маркетинг – наука как искусство нахождения, сохранения и взращивания клиентов. "… В идеале, маркетинг должен создавать готового к покупке потребителя", Питер Друкер.
Маркетинг – совокупность мер, обширная по своему спектру деятельность многих специалистов компании, цель которой – убедить покупателей приобрести продукцию фирмы. Маркетинг изначально предполагает изучение рынка, для того чтобы определить вероятную реакцию покупателя на планируемые к производству новые продукты и выяснить, можно ли повысить привлекательность уже выпускаемых продуктов путем их модификации. В конечном счете никакой маркетинг не поможет продать те продукты, которые не нравятся покупателям; ошибки маркетинга могут привести к неудачам в продажах продукции, которая оказалась неконкурентоспособной, не понравилась покупателям.
Задача маркетинга. "Основная задача маркетинга - сделать усилия по сбыту не нужными". Питер Друкер
Пять основных принципов маркетинга. В маркетинге принято соблюдение следующих пяти основных принципов:
- Производство и продажа товаров должны соответствовать потребностям покупателей, рыночной ситуации и возможностям компании;
- Полное удовлетворение потребностей покупателей и соответствие современному техническому и художественному уровню;
- Присутствие на рынке на момент наиболее эффективно возможной реализации продукции;
- Постоянное обновление выпускаемой или реализуемой продукции;
- Единство стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющийся спрос.
Маркетинг включает:
- анализ рынка (разделение рынков, выделение предпочтительных рынков, сегментация, предвидение изменений в спросе);
- разработку товара (определение вида и установление характеристик продаваемого товара);
- позиционирование (разработку стратегии, ценовую стратегию, создание марки, обеспечение такого положения, чтобы качество товара, его цена и выгода от приобретения товара соответствовали потребностям рынка);
- рекламу (донесение информации до рынка о сути предложения, товаре, марке);
- проведение мероприятий по распространению и продвижению продукции, марок (создание сбытовой сети, стимулирование сбыта (sales promotion), стимулирование товаропроводящей сети (trade promotion), снятие барьеров на пути движения товара);
- предоставление послепродажного обслуживания.
Типы маркетинга в зависимости от направления деятельности компании:
- маркетинг товаров;
- маркетинг услуг;
Типы маркетинга в зависимости от целевой аудитории;
- маркетинг товаров и(или) услуг народного потребления;
- маркетинг продукции и (или) услуг производственнно-технического назначения.
Типы маркетинга, в зависимости от решаемых задач во времени:
- стратегический маркетинг — маркетинг, основанный на реализации внутренних и внешних возможностей фирмы в стратегической перспективе, с целью достижения стратегических целей;
- тактический маркетинг — вид маркетинга с краткосрочным, тактическим горизонтом планирования;
Типы маркетинга, в зависимости от концентрации усилий на сегментах рынка:
- дифференцированный маркетинг, рассчитанный на использование нескольких сегментов рынка;
- концентрированный маркетинг, сосредоточивающий усилия на отдельных рынках;
- целевой маркетинг, предусматривающий ориентацию на определенный сегмент рынка;
- массовый маркетинг, применяемый к товарам массового потребления, без конкрентой ориентации на рыночные сегменты;
Различают следующие виды маркетинга:
- конверсионный маркетинг, создающий условия для преодоления отрицательного спроса;
- демаркетинг — направленный на ограничение иррационального спроса;
- развивающий маркетинг, ориентированный на превращение потенциального спроса в реальный;
- ценовой маркетинг, основанный на установлении цены товара;
- маркетинг продаж, предусматривает создание сбытовой сети, стимулирование сбыта (sales promotion), стимулирование товаропроводящей сети (trade promotion), снятие барьеров на пути движения товара.
Виды маркетинга не противоречат один – другому, а дополняют, позволяют концентрироваться на решении конкретных задач.
Функции маркетинга. Подробно смотри "функции маркетинга" в словаре маркетолога