Маркетинговая стратегия
Маркетинговая стратегия – элемент стратегии деятельности предприятия, направленный на разработку, производство и доведение до покупателя товаров и услуг, наиболее соответствующих его потребностям.
Маркетинговая стратегия представляет собой программу достижения главнейшей цели компании – обеспечение прибыли от рыночной деятельности *1. Цель – это заявление о том, что хочет получить (стабильно получать) компания в обозримой перспективе.
Маркетинговая стратегия – комплекс принципов, с помощью которых предприятие формирует цели маркетинга и организует реализацию этих целей на рынке.
Маркетинговая стратегия определяет темпы достижения цели:
- быстрый рост прибыли от рыночной деятельности,
- стабильность роста,
- или сокращения прибыли, в угоду роста иных не рыночных показателей (капитализации, глобализации, присутствия и проч.).
Важнейшим показателем рыночной деятельности компании является объем продаж, соотношение между объемом продаж и прибыльностью. В зависимости от того, как меняется это соотношение, маркетинговя стратегия может предполагать:
- быстрый рост маркетинговых показателей,
- стабильное рыночное присутствие
- сокращение рыночного присутствия
- увеличении или сокращении доли рынка
- необходимость присутствие я том или ином рыночном сегменте
- количества покупателей, их типологию, то или иное персонализованное отношение к типам покукпателей;
- узнаваемости, запоминаемости и лояльность к марке, товару и товарному предложению
- проч. маркетинговых метрик.
- Макроэкономические факторы;
- Политические факторы;
- Развитие технологий;
- Социальные факторы.
- Осмыслить результаты анализа рыночной среды: спроса и предложения, тенденций, конкурентной среды. Важно определить возможностей фирмы противостоять конкуренции. В зависимости от возможностей и главной цели, выбрать одну из статегий *2:
- Лидер;
- "Догоняющий" ("бросающего вызов")
- Следование за лидером;
- Уход в нишу ("специалист")
- Выявить и провести анализ закономерностей. Необходимо четко понимать:
- общественные тенденции;
- темпы и направления развития рынка;
- оценить перспективные факторы, влияющие на формирование предложения, спроса, методов потребления и проч.;
- Заглянуть в будущее развития компании и обосновать ее состояние в идеальных условиях;
- Оценить перспективные риски и соотнести их с возможностями компании, а также учесть в последующем составлении маркетинговой стратегии противорисковые компенсационные мероприятия;
- Установить главную цель в отношении прибыли и объема продаж, которые могут быть достигнуты с применением методов маркетинга;
- Провести сегментацию рынка. Стратегия маркетинга должна точно назвать те сегменты рынка, на которых фирма сосредоточит свои основные усилия *3. Для каждого из отобранных целевых сегментов необходимо разработать отдельную стратегию маркетинга. Результатам сегментации может стать:
- маркетинговая стратегия концентрации на одном сегменте (группе клиентов, клиенте), считая его целевым;
- либо охват рынка, предлагающий создание для каждого сегмента отдельной маркетинговой программы.
- Необходимо построение дерева стратегий *4 в соотвествии с комплексом маркетинга, в отношении каждого из рыночных сегментов (см. п. 5):
- В отношении товара (создание, коррекция товара, способного достичь главную цель компании в этом рыночном сегменте).
- общая концепция товара;
- составляющие товара (форма представления);
- функции товара и его характеристики;
- сенсорное единство (вкус, тактильное восприятие, запах, звучание, внешний вид);
- упаковка, составляющая его физическую оболочку;
- общее качество предложения;
- сопутствующие услуги;
- марка, несущая определенные ценности и имеющая символическое значение.
- В отношении цены – максимизация прибыли при возможностях сбыта и спросе на товар (стабильное ипозиционирование или коррекция ценового позиционирования в перспективе):
- Оценить спрос (размер, эластичность).
- Проанализировать собственные возможности (структуру затрат).
- Изучить возможности конкурентов (для определения ценовой политики).
- Выбрать методы ценообразования (с учетом получение максимальной прибыли).
- Провести анализ и учет внерыночных факторов, влияющих на установление цен (инфляция, действия регуляторов и т. д.).
- Окончательно принять цены.
- В отношении продвижения товара (достижение коммуникативных целей). Маркетинговая стратегия является основой для:
- Рекламной стратегии;
- Стимулирования сбыта;
- Прямого маркетинга (директ-маркетинга);
- PR.
- В отношении построения системы распределения – цели и задачи в отношении:
- Создания системы распределения и перемещения,
- Присутствия товара
- Сбыта;
- Необходимо обозначить время, за которое предполагается реализовать запланированное;
- Необходимо составить план основных маркетинговых мероприятий;
- Определить источники финансирования, запланировать финансовые расходы.
*2 Ф. Котлер, исходя из доли рынка, принадлежащей фирме, выделяет четыре типа таких стратегий: лидера рынка; бросающего вызов (челенджера); "следующего за лидером"; "нишера"("специалиста").
*3 Для каждого из отобранных целевых сегментов необходимо разработать отдельную стратегию маркетинга.
*4 Построение такого дерева целей позволяет понять, как планировать и реализовывать маркетинговые мероприятия, направленные на реализацию планов и задач компании.