Качество
Качество - в маркетинге, совокупность свойств товара, определяющих его способность удовлетворять конкретные потребности потребителей, соответствовать предъявляемым требованиям. Маркетинг является одним из видов управленческой деятельности, объективно необходим в процессе повышения качества выпускаемой продукции.
Качество в маркетинге выступает как главный фактор конкурентоспособности товара. Товар низкого качества обладает низкой конкурентоспособностью, равно как и товар высокого качества – это конкурентный или высоко конкурентный товар. Маркетинг ставит в центр внимания потребителя, вся работа предприятия, использующего принципы и методы маркетинга, направлена на подчинение всей деятельности компании интересам потребителя.
Качество товара для потребителя представляется как совокупность свойств, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами. Высокое качество и конкурентоспособность продукции обеспечиваются всей системой маркетинга – от конструирования, опытного и серийного производства до продажи и послепродажного сервиса, включая в числе других: средства и методы управления и контроля качества, способы транспортирования и хранения, установку (монтаж) и послепродажное обслуживание. В силу этого проблемы качества и конкурентоспособности в маркетинге носят не текущий, тактический, а долговременный, стратегический характер.
Влияние маркетинга на качество. В определении требований к качеству продукции, функция маркетинга сводится к:
- определению потребности в продукции (услуге);
- точному определение рыночного спроса, поскольку это важно для определения требуемого количества, стоимости, оценки сортности и сроков производства продукции (услуги);
- четкому определению требований потребителя на основе потребностей рынка и (или) анализу практики реализации контрактов;
- обратной связи, к постоянному информированию обо всех требованиях, предъявляемых потребителем.
В рамках маркетинга на предприятии разрабатывается и применяется система мер воздействия на рынок и потребительский спрос с учетом возможности получения прибыли за счет повышения качества удовлетворения запросов потребителей.
Применительно к маркетингу, система качества на предприятии должна предусматривать:
- обеспечение функции маркетинга;
- предотвращающих ошибки маркетингового позиционирования;
- обратную связь с потребителем;
- постоянное улучшение маркетинг-менеджмента.
В договорах купли-продажи стороны согласовывают показатели качества товара, порядок его проверки, представление документов, удостоверяющих соответствие качества поставленного товара согласованным требованиям, в необходимых случаях фиксируются условия сдачи-приемки товара по качеству, а также предоставление гарантий по качеству и срокам годности или хранения товара.