Porter Michael E.
«The Five Competitive Forces that Shape Strategy»
Пять конкурентных сил, формирующих стратегию
В 1979 году Harvard Business Review опубликовал статью экономиста и доцента Майкла Э. Портера «Как конкурентные силы формируют стратегию». Это была его первая статья в HBR, и она положила начало революции в области стратегии. В последующие десятилетия Портер привнес академизм и экономическую строгость в изучение конкурентной стратегии корпораций, регионов, наций. «Пять сил Портера» послужили началу целому академическим исследованиям и деловой практике. При содействии профессора Гарвардской школы бизнеса Яна Ривкина и Джоан Магретты, Портер подтверждает, обновляет и расширяет классическую работу. Он также устраняет распространенные недоразумения, дает практические рекомендации пользователям фреймворка и предлагает взглянуть на последствия разработки и реализации стратегий сегодня.
По сути, работа стратега заключается в том, чтобы понимать конкуренцию и справляться с ней. Однако, довольно часто, менеджеры определяют конкуренцию слишком узко, как если бы она имела место только среди сегодняшних прямых конкурентов. Конкуренция за прибыль выходит за рамки устоявшихся отраслевых конкурентов и включает в себя также четыре другие конкурентные силы: клиентов, поставщиков, потенциальных участников рынка и продукты-заменители. Расширенное соперничество, возникающее в результате действия всех пяти сил, определяет структуру отрасли и формирует характер конкурентного взаимодействия внутри отрасли.
Какими бы непохожими друг на друга ни казались отрасли на первый взгляд, основополагающие факторы прибыльности одни и те же. Мировая автомобильная промышленность, например, по-видимому, не имеет ничего общего с мировым рынком шедевров искусства или жестко регулируемой отраслью оказания медицинской помощи в Европе. Но чтобы понять отраслевую конкуренцию и прибыльность в каждом из этих трех случаев, необходимо проанализировать базовую структуру отрасли с точки зрения пяти факторов ее формирующий,. а значит и определяющих эффективность стратегим.
Об авторе в разделе «Эксперты маркетинга»:
Скачать