Цель и задача, в чем отличие?
В очередной раз в попытках осмысления того, чем занимаются мои маркетинговые подчиненные понял, что у них есть непонимание разницы между целями и задачами, а так же сознательная или неосознанная путаница между личными целями специалистов и целями компании. Поделюсь и с Вами тем, что вынужденно рассказал им.
23.04.2012
Что такое задача, и что такое цель?
- Наличия цели и понимания ее стратегической важности;
- Понимания проблемы, возникшей на пути к цели;
- Понимания способов ее решения;
- Наличия инструментов для ее разрешения (с иными инструментами задача решается по-другому, без инструментов задача неразрешима);
- Вероятности, с помощью ее решения, приближения к поставленной цели (правильное понимание проблемы – правильная формулировка тех или иных задач).
У маркетолога, как правило, есть много задач. Все задачи специалистов маркетинга мы делим на три вида:
- текущие задачи (встречи, мероприятия, поручения, совещания и т. п.);
- ключевые задачи, то есть очень важные задачи, которым можно присвоить высокий приоритет;
- этапы, вехи – время, дата к которой должны быть выполнены некие работы, задачи проектов с длительностью, равной нулю;
Что различает цели и задачи?
Далеко не все умеют ставить цели, зачастую цели путают с задачами, проектами и наоборот. Предлагаю разобраться в этом лишь на первый взгляд несложном вопросе.
Задачи в менеджменте — планируемые действия, предполагающие получение определенных результатов в пределах планового периода. Скорее всего, цели (как конечный результат) не укладываются во временные рамки отчетного периода.
Все, что мы сейчас делаем, – это решение определенных задач, сформулированных и поставленных накануне. Задача разбитая на шаги становится планом. План обеспеченный конкретными действиями и ресурсами превращает задачу в реальность. Достигаемый в результате решения задач результат – это отражение цели, которая была поставлена: 100% ее достижение, или частичное – этап на пути к цели),
- Если задаете вопрос «что принципиально необходимо?» – ставите цель
- Если описываете проблему на пути к цели («что мешает и что хотите с этим сделать?») – формулируете задачу.
- Если озадачены вопросом «как хотите разрешить задачу?» – пытаетесь составить план.
Любая конкретизация цели ("обсасывание" цели) неизбежно превращает ее в набор задач. Дело в том, что как только поставили цель, сразу же становится понятно, что проблем на пути к ней будет дофига и уже видны первоочередные задачи, требующие решения! По мере решения этих задач, если цель не меняется, то дальше очевидными становятся новые проблемные ситуации и снова возникают задачи, требующие решения. Так происходит движение по задачам – к цели.
Но, если цель не будет конкретной и облеченной в форму набора задач (будет слишком общей), она будет просто мечтой, идеей, маркетинговой фантазией, прожектом.
Если менеджер по маркетингу считает целью освоение маркетинговых технологий, получение новых знаний в области торгового маркетинга и получения опыта взаимодействия с клиентами, BTL-агентствами, то чья это цель? Компании? Это ли является целью его работы?
Успеть разработать баннер или определить набор ключевых слов для Директ-рекламы – это задачи. Какова, в этом случае, цель? Она все таже, которая стоит перед маркетингом вашей компании и ее брендом. Какая она?
А можно ли принять за цель «Раскрутку новинки»? Ну это не конкретно и похоже на прожект. У "раскрутки" должны быть SMART показатели. Вот поставить новинку на полки дилерам – это может быть локальной задачей. Целью рекламной кампании может быть охват 60% целевой аудитории (Reach) и рост осведомленности о марке в целом (как оценить эффективность рекламы?). Целью же не рекламы, а маркетинга может быть рост удовлетворенности потребителей (индекс удовлетворенности потребителей).
Хочется верить в то, что в отличии от моих подчиненных ваши сотрудники идут к намеченным вами целям. Но при этом они ставят и свои собственные жизненные цели, которые хотят достигнуть на каждой конкретной позиции. И еще одно очень важное: цели, определенные Вами, не должны противоречить целям, которые определил для себя сотрудник.