Цель и задача, в чем отличие?

В очередной раз в попытках осмысления того, чем занимаются мои маркетинговые подчиненные понял, что у них есть непонимание разницы между целями и задачами, а так же сознательная или неосознанная путаница между личными целями специалистов и целями компании. Поделюсь и с Вами тем, что вынужденно рассказал им.

23.04.2012

В очередной раз в попытках осмысления того, чем занимаются мои маркетинговые подчиненные понял, что у них есть непонимание разницы между целью и задачей, а так же сознательная или неосознанная путаница между личными целями специалистов и целями компании. Поделюсь и с Вами тем, что вынужденно рассказал им.

Что такое задача, и что такое цель?

Цель — это видение конечного желаемого результата. 
Цель определяется в процессе стратегического планирования, регулируется функциями управления и может корректироваться.

Задача — проблемная ситуация, требующая разрешения в обозримом периоде и с применением имеющихся средств и инструментов для решения, с явно и заранее заданной целью. 

Задача и ее фрмулирование возникает в силу:
  1. Понимания проблемы, возникшей на пути к цели; 
  2. Понимания  способов ее решения;
  3. Наличия  инструментов для ее разрешения (с иными инструментами задача решается по-другому, без инструментов задача неразрешима);
  4. Вероятности, с помощью ее решения, приближения к поставленной цели (правильное понимание проблемы – правильная формулировка тех или иных задач).
Правильно поставленная задача предполагает ответ на вопрос «что нужно сделать?» и формирование плана работ для решения задачи («как это нужно делать?»). У маркетолога, как правило, есть много задач. Все задачи специалистов маркетинга мы делим на три вида:


  • текущие задачи (встречи, мероприятия, поручения, совещания и т. п.);
  • ключевые задачи, то есть очень важные задачи, которым можно присвоить высокий приоритет;
  • этапы, вехи – время, дата к которой должны быть выполнены некие работы, задачи проектов с длительностью, равной нулю;

Что различает цели и задачи?

Далеко не все умеют ставить цели, зачастую цели путают с задачами, проектами и наоборот.  Предлагаю разобраться в этом лишь на первый взгляд несложном вопросе.

Задачи в менеджменте — планируемые действия, предполагающие получение определенных результатов в пределах планового периода.  Скорее всего, цели (как конечный результат) не укладываются во временные рамки отчетного периода. 

Все, что мы сейчас делаем, – это решение определенных задач, сформулированных и поставленных накануне. Достигаемый в результате решения задач результат – это отражение цели, которая была поставлена: 100% ее достижение, или частичное – этап на пути к цели), 

  • Если задаете вопрос «что хотите в общем?» – ставите цель
  • Если описываете проблему на пути к цели («что мешает и что хотите с этим сделать?») – формулируете задачу
  • Если озадачены вопросом «как хотите это делать?» – это пытаетесь составить план.

Любая конкретизация цели ("обсасывание" цели) неизбежно превращается в набор задач. Дело в том, что как только поставили цель, сразу же становится понятно, что проблем на пути к ней будет дофига и уже видны первоочередные задачи, требующие решения! по мене решения этих задач, если цель не меняется, очевидными становятся новые проблемные ситуации и снова возникают задачи, требующие решения. Так происходит движение от задач – к цели.

Но, если цель не будет конкретной и облеченной в форму набора задач (будет слишком общей), она будет просто идеей, маркетинговой фантазией, прожектом.

Если менеджер по маркетингу считает целью освоение маркетинговых технологий, получение новых знаний в области торгового маркетинга и получения опыта взаимодействия с клиентами, BTL-агентствами, то это ли явяляется целью его работы?

Успеть разработать буклет к выставке или определить набор ключевых слов для Директ-рекламы – это задачи. Какова, в этом случае, цель? Она все таже, которая стоит перед маркетингом вашей компании и ее брендом. Какая она?

А цель может считаться целью «Раскрутка новинки»? Ну это не конкретно и похоже на прожект. У "раскрутки" должны быть SMART показатели. Вот продажа первой пробной партии новинок всем дилерам может быть локальной задачей, а вот целью рекламной кампании может быть охват 60% целевой аудитории (Reach) и рост осведомленности о марке в целом (как оценить эффективность рекламы?). Целью же не рекламы, а маркетинга может быть рост удовлетворенности потребителей (индекс удовлетворенности потребителей).

Хочется верить в то, что в отличии от моих подчиненных ваши сотрудники идут к намеченным вами целям. Но при этом они ставят и свои собственные жизненные цели, которые хотят достигнуть на каждой конкретной позиции. И еще одно очень важное: цели, определенные Вами, не должны противоречить целям, которые определил для себя сотрудник.


  279 296 просмотров

Блог


Поделиться: