Дилеры в маркетинговом канале

Каких только дилеров нет сегодня на рынке - дилер официальный, дилер эксклюзивный и просто дилер. Все осложняется и тем, что функции многих дилеров различаются настолько, что установить, что же такое дилерство зачастую можно только условно.

12.11.2011

Юридическая сторона дилерства

И всеже, дилер выполняет функции последнего в многоуровневом маркетинговом канале посреднического звена в между производителем и конечным покупателем (потребителем) продукции, и главного в любом случае, если мы заинтересованы в максимальном удовлетворении потребностей покупателя. Действуя на условиях договора с поставшиком (производитель, дистрибутор) дилер совершает сделки купли-продажи (поставки), предусматривающие непосредственный переход права собственности на товары от дилера к покупателю . Таким образом, дилер есть никто иной, как простой перепродавец товаров, посредник. Описывая отношения, основанные на дилерстве, мы должны основываться и на международном опыте использования тех или иных сделок, прямо не предусмотренных и не урегулированных национальным законодательством.

Дилер является последним звеном посреднической товаропроводящей цепочки и находится в непосредственных отношениях с покупателем. Дилерский договор заключается между производителем и дилером и определяет их права и обязанности. Но отношения сторон не ограничиваются поставками и оплатой продукции: маркетинговая практика выработала определенное количество принципов и отличий дилерства от обычной оптовой торговли. Дилер, кроме обязанностей покупателя и плательщика, имеет определенные права и несет дополнительные обязательства перед производителем.

Дилер имеет право:

  • на дилерские скидки от цены товаров. Он является посредником, которому товары продаются по особым ценам;
  • представления торговых интересов производителя и реализации его продукции на определенной территории или среди определенного круга покупателей;
  • именоваться официальным дилером производителя и пользоваться его торговым знаком;
  • преимущественное право на выбор определенного вида производимой продукции по качеству, потребительским свойствам и т.д;
  • на возможность кредитования производителем с целью развития его (дилера) торговли. 

Бремя обязанностей дилера

  • плановость закупок;
  • территориальность;
  • продвижение продукции;
  • марочное ограничение (не всегда, но часто такое ограничение накладывается крупными венторами);
  • сервисная поддержка продаж (сервис продажный и послепродажный);

Плановость закупок

Плановость - закупки определенного количество товара с установленной периодичностью. При этом если дилер в каком-то периоде приобретает меньшее количество, то разница переносится на следующий период, в котором дилер обязан ее возместить, что само по себе является своего рода санкцией. Обязательство выборки товара по количеству за определенный договором промежуток времени часто заменяется обязанностью дилера продавать такое количество за этот срок, но это неправомерно и заведомо ошибочно. Стороны договора могут устанавливать друг для друга правила, но исключительно в рамках собственных взаимоотношений: предметом дилерского договора является приобретение, а не продажа товара дилером. Следовательно, производитель вправе договором обязать дилера покупать у него товар в каком-то количестве, так как в основе дилерского договора лежит купля-продажа. Но производитель не вправе определять взаимоотношения дилера с третьими лицами по реализации товаров, являющихся собственностью дилера, по крайней мере по их количеству.

Территориальность

Территориальность - обязанность соблюдать территорию реализации. Дилерство имеет своей целью расширение рынка сбыта товаров, а также разумную и в законных пределах его монополизацию. Территория, определяемая дилерским договором, как правило, совпадает с географическим или административно-территориальным делением: это часть света, государство, область, район. Получая исключительное право реализации товаров на такой территории, дилер может в определенных случаях в единственном лице обеспечивать потребности рынка в своей категории товаров, хотя такое случается нечасто. Территория обычно закрепляется за несколькими дилерами одновременно, в результате чего они фактически вынуждены конкурировать между собой, представляя на рынке один и тот же продукт одного производителя. Такое "уплотнение" рынка сбыта характерно для массовых товаров, например продуктов питания и товаров народного потребления.

Нечасто встречающимся, но достаточно эффективным можно назвать дилерство, целью которого является выход товаров на внешние рынки: эксклюзивное дилерство
предоставляется с условием реализации товара только за рубежом, иногда - на территории определенного иностранного государства.

Способствовать продвижению продукции

Речь о обязанности способствовать реализации товара путем проведения маркетинговых кампаний. Это достаточно интересная особенность: дилер, являясь собственником
товаров, рекламирует их, определяя "источником" происхождения товаропроизводителя, которого фактически и рекламирует. Особенно хорошо это прослеживается при наличии на одной территории нескольких дилеров: рекламные акции одного из них должны способствовать реализации продукции всеми дилерами, а не только конкретным. Расходы на проведение рекламных кампаний не компенсируются производителем, а являются затратами дилера. Причем реклама товаров является обязанностью дилера, а не правом, и определяется именно дилерским договором.

Марочное ограничение

Ограничение к торговле конкурентными марками - обязанность осуществлять торговлю товарами только данного производителя. Эта обязанность вменяется в тех случаях, когда производитель конкурирует с иными фирмами, производящими аналогичный товар;. Еще одна из сторон марочного ограничения - обязанность придерживаться определенного стиля поведения на рынке или определенного фирменного стиля (специальное оборудование торговых помещений, фирменная одежда и т.д.). Дилер обязан поддерживать на высоком уровне обслуживание покупателей и общение с ними, так как через дилеров формируется устойчивое отношение покупателей к самому производителю, что в конечном итоге влияет на уровень спроса.

Сервисная поддержка продаж

Дилер, кроме продажи, часто выполняет функции и сервисного центра, осуществляющего гарантийный и послегарантийный ремонт проданных товаров. При этом в ремонт принимаются товары, проданные как этим дилером, так и иными дилерами и продавцами, но произведенные одним предприятием - поставщиком по дилерскому договору. Отношения по ремонту дилером проданных товаров делятся на две части: гарантийный ремонт и послегарантийный. Гарантийный ремонт выполняется бесплатно для покупателя товаров и должен быть оплачен дилеру производителем. Следовательно, между дилером и производителем должен быть заключен отдельный договор о проведении ремонта либо условия об этом должны быть включены в текст дилерского договора.

Дополнительные условия - обязывающие дилера

Не обязательными, но часто встерчающими являются также и условия по обязанности снабжать производителя сырьем и материалами для обеспечения производства. Данное условие дилерского договора является классическим: хочешь получить товар дешевле - найди дешевое сырье. Кроме того, дилеру зачастую проще организовать товарообменную сделку с условием получения сырья и материалов для производителя и обойтись без платежа деньгами. Также может присутствовать обязанность кредитования производства, например обязанность приобретать товар по предоплате с отгрузкой продукции через определенный период после оплаты.

Взаимотношения с дилером - коктейль из условий и взаимных интересов

Договор с дилером является сложным, в нем переплетаются несколько различных видов договоров, предусмотренных законодательством. Дилерский договор, как это видно из прав и обязанностей дилера, во всех отношениях договор масштабный,  определяющий множество моментов, но строящихся на одном каркасе, описанном в начале моего материала, - дилер является перепродавцом - оптовиком, действующим за свой счет, от своего имени, на свой страх и риск. Неистощима фантазия торговцев и маркетологов, называющих дилерами всех подряд и подразумевающих под дилерскими отношениями все что угодно - от возмездного оказания услуг до поручения и комиссии. Это хорошо видно на примере многочисленных "дилеров" - операторов сотовой связи, например, которые на самом деле таковыми в строгом смысле слова не являются.

Что-то вместо итога

Для успешного ведения дел дилером, его контрагентом-производителем и для избежания излишней путаницы я посоветовал бы оформить взаимоотношения следующим
способом. Заключается генеральный дилерский договор, рамочно определяющий основы и принципы взаимоотношений сторон по:

  • товарной марке;
  • обязательствам учета и отчетности по рынку, товарообороту;
  • сервису продаж;
  • гарантийному и послегарантийному обслуживанию и т.п.

Поставки товаров производить на основе отдельно заключаемых договоров купли-продажи. А в них делать оговорку, что договор заключается на основании и во исполнение генерального дилерского договора. Таким образом будет убрана излишняя путаница в расчетах, достигнута максимальная гибкость при осуществлении дилерских обязательств. Правильное построение отношений зависит от воли сторон, поэтому пожелаем настоящим дилерам, чтобы воля была доброй, а работа - взаимно успешной.

  23.38K просмотров

О торговом маркетинге