Русские истоки американского маркетинга

Про то, как один из основателей современного маркетинга Саймон Литман обучался в России

02.04.2022

Друзья, хотите повод для национальной гордости? Первые курсы, которые называли «маркетингом», были связанны, скорее, с товарным распределением (дистрибьюцией) и торговым промоушеном, и читались в университетах США с 1901 года. Если не знали, – теперь знаете. Как же этот факт способен напитать национальную гордость? Подождите, пока впитывайте…

В 1902 в University of California, профессор Simon Litman, одним из первых стал читать курс «Technique of trade and commerce, Recent European Commercial policies» («Техника торговли и коммерции, переоосмысление европейской коммерческой политики»).

Стало быть, первые «маркетологи США» с «молоком матери» впитывали опыт Европы. А почему проф. Саймон Литман имел такой опыт? Вот как он о себе пишет:

«Моей квалификацией для преподавания предмета было окончание Школы коммерции в Одессе, Россия»

«The Beginnings of Teaching Marketing in American Universities».
Journal of Marketing, Vol. 15, No. 2 (Oct., 1950)).

По видимому, речь идет об открытом еще в 1894 году в Одессе «Учебном заведении Генриха Файга», где, помимо общеобразовательных дисциплин, читали курсы: коммерция, бухгалтерия, государственное право, экономика. Понятно, да, какая школа легла в основу маркетинга США? Вы уже начали гордиться? Погодите…

Дело в то, что к тому моменту, когда еврейский парень с Одессы Семён Литман, один из основателей маркетинга, получал свое образование, к этому моменту в нашей стране работали уже с десяток школ, в которых преподавали коммерческое дело. Первая же школа была открыта в 1772. «Воспитательное Училище из Купеческих детей для коммерции» («Демидовское коммерческое училище», позднее, «Императорское Коммерческое училище») — уже как 170 лет с лишнем вовсю обучала купеческих детей ведению торговли.

Такое количество школ определялось не только потребностью в образовании (поскольку была развита торговля и существовало целое купеческое сообщество), но и наличием практического знания и опыта организации и ведения торгового дела в России. А что Америка? По утверждению автора статьи в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона, к тому моменту, «на Западе не было ещё ни одной школы с такой специальностью». 

Прочтите еще раз и смакуйте!

В США еще не были написаны первые учебные программы по маркетингу, еще не были отчитаны первые учебные часы, а в России уже 170 с лишним лет учили: торговому делу, дистрибьюции, рекламе и экономике. 

Теперь еще и то, что мы с вами знаем, как «американский маркетинг», корнями уходит в русское торговое дело и признается это одним из основоположников американского маркетинга.

Закончить же хочется еще одним важным фактом: первые в России профессиональные публикация о рекламе относятся к 1836 и 1894 году. И это, минимум, на 8 лет ранее, чем известная «Теория и практика рекламы» Уолтера Дила Скотта, вышедшая в США в 1902 году, и считающаяся первым изданием профессионально посвященным рекламе. На рубеже XIX–ХХ вв. в России, задачи рекламы уже были точно сформулированы и вполне соответствуют современному пониманию. 

На рубеже веков, до появления этого в США,  в России уже существовала классификация рекламы. Предлагались планы рекламных кампаний. Давались логичное обоснованные рекомендации по размещению рекламы в печатных изданиях и в городской среде. Давалось описание форматам и видам печатных материалов, описывались также этапы производства и размещения рекламы. См. об этом в истории маркетинга. Подробно о биографии Саймона Литмана и о его вкладе первопроходца преподавания маркетинга вот здесь.

Вот вам и история маркетинга, начавшаяся далеко за пределами Америки. Вы уже начали гордиться? Самое время! 

  2.25K просмотров

Блог


Поделиться: