История маркетинга
1901 год Первое обучение маркетингу
Краткий экскурс в историю становдления профессионального и высшего маркетингового образования, во всяком случае, в том понимании маркетинга, которое существовано в начале XX века.
Профильное образование в США
В 1901 году, в каталоге учебных курсов Мичиганского университета, представлен учебный курс «Распределительная и Регулирующая отрасли Соединенных Штатов» («Distributive and Regulative Industries of the United States», преподававшийся Эдвардом Дэвидом Джонсом (Edward David Jones). Курс был описан, как:
Описание различных способов сбыта товаров, используемых классификаций, сортов, торговых марок, а также оптовой и розничной торговли. Внимание также будет уделено тем частным организациям, не связанным с финансами и банковским делом, которые направляют и контролируют производственный процесс – таким как торговые ассоциации, торговые советы и торговые палаты.
То, что препадавалось в 1901 году, сегодня признано первым американским университетским курсом маркетинга (Maynard 1941, Bartels 1962) . Стоит отметить, что первый курс и последующие за ним, которые называли «маркетингом», были связанны, скорее, с товарным распределением (дистрибьюцией). Термин «маркетинг» в то время, использовался, в контексте «деятельность на рынке» и считался синонимом: «дистрибуция», «торговля» и «коммерция».
Для понимания сути маркетинга, характерно высказывание Джонса в его книге, сделанное в отношении задач маркетинга, в котором очевиден контекст: «маркетинг – сбыт излишков продукции»: (Jones 2014) :
Первой неотложной задачей нашей страны было грандиозное становление ферм, строительство общих дорог, создание деревень и городов, а также открытие торговых точек для маркетинга излишков продукции.
The mention of the pioneers calls for a word of tribute. Our nation's first indastrial task was the stupendous one of clearing the farms, and of building the common roads, and of establishing villages and cities, and of opening outlets for the marketing of surpliu products.
Как академическая дисциплина (область преподавания и исследований), «маркетинг» не существовал, до того, как в 1901-1903 учебных годах, в университетах Иллинойса, Мичигана и Калифорнии, были прочитаны первые учебные курсы (Bartels, 1962). Бартельс (Bartels) утверждает, что университеты начинают предлагать своим студентам маркетинговые курсы «скорее в результате решения образовательных вопросов, а не в ответ на потребности бизнеса», что по-видимому, должно означать преподавательское желание расширить область знаний будущих бизнесменов и менеджеров и от осознания и предвидение последующего развития экономико-социальных отношений. Эдвард Дэвид Джонс считал, что курсы маркетинга, в дополнение к администрированию, финансам и бухгалтерскому учету, являются неотъемлемой частью бизнес-образования.
В таблице представлены первые университеты, предлагающие курсы такого типа (Bartels 1988, Maynard 1941) .
Год | Университет | Преподаватель | Курс/Дисциплина |
1901 | University of Michigan | Edward D. Jones | Distributive and Regulative Industries of the United States |
1902 | University of California | Simon Litman | Technique of trade and commerce, Recent European Commercial policies |
1902 | University of Illinois | George Fisk | Commercial Geography, Commercial Politics |
1903 | University of Pennsylvania | Walter E. Kruesi | The Marketing of Product |
1904 | University of Pennsylvania | H. S. Person | Mechanism of Trade (в том числе: «distribution of products») |
1905 | The Ohio State University | James E. Hagerty | The Distribution of Products |
1905 | New York University | Advertising | |
1907 | New York University | Salesmansh | |
1908 |
Northwestern University, School of Commerce |
Walter Dill Scott | Advertising, Salesmanship, Merchandising * |
1908 | University of Missouri | Program in advertising was developed by the School of Journalism | |
1909 |
Northwestern University, School of Commerce |
Walter Dill Scott | Psychology of Business, Advertising and Salesmanship |
1909 |
University of Pennsylvania Wharton School of Finance and Commerce |
Advertising and Salesmanship | |
1909 | University of Pittsburgh | Marketing of Products | |
1909 | Harvard University | Paul T. Cherington |
Commercial Organization and Methods |
1910 | University of Wisconsin | Ralph Starr Butler | Marketing Methods |
1915 | New York University | George B. Hotchkiss | Advertising, its Principles and Practice |
* Профессор Фред Кларк (Fred E. Clark), однако, утверждает, что ни один из этих курсов на самом деле не предлагается
Американские исследователи истории маркетинга сходятся во мнении о том, что маркетинговое образование студентов было сосредоточено в США, несомненно, потому, что именно там и была впервые разработана, та американская модель бизнес-образования, которая была позже внедрена во всей Европе и Японии (Engwall и Zamagni, 1998) .
В Германии
Хотя университеты США считаются основными центрами становления маркетинговой мысли, факультеты и кафедры маркетинга создавались там специалистами, получившими экономическое образование в Германии. Изучение влияния немецкой экономики на американских маркетологов-первопроходцев, выявило сильное влияние исторической школы немецкой экономики, включая идеологию, основанную на социальном обеспечении и справедливости распределения, прагматичный подход к обучению, который включал семинары и экскурсии с целью наблюдения за практикующим бизнесом менеджеров и фермеров, а также исторический, индуктивный, описательный, статистический подход к изучению маркетинга как прикладной отрасли экономики (Jones, Moniеson 1990).
В Великобритании
О маркетинговом образование в Великобритании, тем не менее, очень мало опубликованных исследований. Целью британского университета в то время обычно считалось предоставление гуманитарного образования, тогда как, коммерческое образование в Британии считалось чем-то «дешевым и неприятным» (Bryce, 1899, p. 696). Формальное бизнес-образовании в Англии было распространено еще в восемнадцатом веке (Norwood 1961). В Британском торговом колледже, среди восьми предметных областей преподавались (Postlethwayt 1774) :
- общий обзор торговли и коммерции;
- важность портовой торговли;
- знание того, как и где «дешево покупать и продавать дорого»;
- умение грузить суда;
- как нанимать суда;
Уиллс (Wills 1978) предположил, что, поскольку первые британские бизнес-школы (Брэдфорд и Крэнфилд) не существовали до начала и до середины 1960-х годов, маркетинг и не мог преподаваться в Британии, как системная дисциплина. Первая университетская бизнес-программа в Великобритании была запущена в 1902 году в Бирмингемском университете, под руководством Уильяма Джеймса Эшли (Ashley 1938). Это была первая подобная университетская программа, предоставляющая высшее образование в области бизнеса, которая, скорее всего, включала маркетинговые идеи (Jones, Tadajewski 2015).
В России
Если высшая школа готовила гуманитариев, юристов, военных, то средняя школа готовила «купцов» и «лавочников». Качественный состав 63 казенных, общественных, частных и ведомственных учебных заведений высшей школы (Иванов 1991):
- 10 университетов - универсальное образование;
- 20 институтов готовили исключительно специалистов-гуманитариев;
- 15 были инженерно-промышеленного профиля.
К 1901 году, моменту первых институтских курсов в США по «дистрибьюции» и «технике торговли и коммерции», в России в ведении Министерства финансов уже находилось 36 торговых школ. Через 10 лет их число достигло 100. Это стало возможным, благодаря государственной политике в области образования и в силу «Положение о коммерческих учебных заведениях» (1896 г.), положившим основу системы коммерческого (торгового) образования (Евстигнеев 1909). В России в школах «купцов» уже преподавалось то, что понималось в то время «маркетингом» (Правила 1915):
- коммерция;
- коммерческая арифметика;
- коммерческая география (читай: дистрибьюция);
- товароведение;
- бухгалтерия;
- деловая корреспонденция.
О качестве русской коммерческой школы определенно высказался и один из первых преподавателей маркетинга в США – уроженец Российской Империи Саймон Литман (Litman 1950):
В основе моей квалификации для преподавания предмета, лежит окончание «Школы коммерции» в Одессе, Россия
В Мире
Есть несколько исследований раннего маркетингового образования в других странах, включая:
- Канаду (Jones 1992);
- Японию (Usui 2008);
- Данию (Madsen, Pedersen 2013);
- Швецию (Jonsson, 2009) .