История маркетинга
1902 год Первое обучение маркетингу

Маркетинг как академическая дисциплина (область преподавания и исследований) не существовал до 1902-1903 учебного года, когда в университетах Иллинойса, Мичигана и Калифорнии первые были прочитаны курсы курсы (Bartels, 1962)

Бартельс (Bartels) утверждает, что университеты начинают предлагать своим студентам маркетинговые курсы «скорее в результате решения образовательных вопросов, а не в ответ на потребности бизнеса». Первые курсы, которые называли «маркетингом», были связанны, скорее, с товарным распределением (дистрибьюцией). В таблице 1 представлены первые университеты, предлагающие курсы такого типа (Bartels, 1988, p. 21).

Год Университет Преподаватель Курс/Дисциплина
1902 University of Michigan E. D. Jones Distributive and Regulative Industries of the United States
1902 University of California Simon Litman Technique of trade and commerce, Recent European Commercial policies
1902 University of Illinois George Fisk Commercial Geography, Commercial Politics
1903 University of Pennsylvania Walter E. Kreus The Marketing of Product
1904 University of Pennsylvania H. S. Person The Marketing of Product
1905 The Ohio State University James E. Hagerty The Distribution of Products
1905 New York University Advertising
1908 Northwestern University,
School of Commerce
Walter Dill Scott Advertising, Salesmanship, Merchandising
1908 University of Missouri Program in advertising was developed by the School of Journalism
1909 Northwestern University,
School of Commerce
Walter Dill Scott Psychology of Business, Advertising and Salesmanship
1909 University of Pittsburgh Marketing of Products
1909 Harvard University Paul T. Cherington Commercial Organization and Methods
1910 University of Wisconsin Ralph Starr Butler Marketing Methods

Хотя университеты США считаются основными центрами становления маркетинговой мысли, однако отделения маркетинга создавались там специалистами, получившими экономическое образование в Германии (Jones and Moniеson, 1990). Тем не менее, исследователи истории маркетинга сходятся во мнении о том, что маркетинговое образование студентов было сосредоточено в США, несомненно, потому, что именно там и была впервые разработана, та американская модель бизнес-образования, которая была позже внедрена во всей Европе и Японии (Engwall и Zamagni, 1998) .


Однако, есть несколько исследований раннего маркетингового образования в других странах, включая Канаду (Jones, 1992), Японию (Usui, 2008) , Данию (Madsen and Pedersen, 2013) и Швецию (Jonsson, 2009). О маркетинговом образование в Великобритании, тем не менее, очень мало опубликованных исследований. Целью британского университета в то время обычно считалось предоставление гуманитарного образования, тогда как, коммерческое образование в Британии считалось чем-то «дешевым и неприятным» (Bryce, 1899, p. 696) . Еще в восемнадцатом веке в Англии было распространено формальное бизнес-образовании (Norwood, 1961). В Британском торговом колледже, среди восьми предметных областей преподавались (Postlethwayt 1774) :
  • общий обзор торговли и коммерции;
  • важность портовой торговли;
  • знание того, как и где «дешево покупать и продавать дорого»;
  • умение грузить суда;
  • как нанимать суда;
Уиллс (Wills 1978 ) предположил, что, поскольку первые британские бизнес-школы (Брэдфорд и Крэнфилд) не существовали до начала и до середины 1960-х годов, маркетинг и не мог преподаваться в Британии, как системная дисциплина.

Схожая ситуация была и в России. Развитое торгове дело требовало квалифицированных торговых специалистов практического профиля. Если высшая школа готовила гуманитариев, юристов, военных, то средняя школа готовила «купцов» и «лавочников». Из 63 казенных, общественных, частных и ведомственных учебных заведений высшей школы, было 10 университетов, готовили исключительно специалистов-гуманитариев – 20, были инженерно-промышеленного профиля – 15 (Иванов 1991) . Иная ситуация была с подготовкой торговых специалистов среднего звена.

В 1901 г. в ведении Министерства финансов находилось 36 торговых школ. Через 10 лет их число достигло 100. Это стало возможным, благодаря «Положение о коммерческих учебных заведениях» (1896 г.), положившему основу системы коммерческого (торгового) образования (Евстигнеев 1909 ). Основная задача бизнес-образования в России того времени была практическая – больше грамотных служащих для торговых и промышленных предприятий. В школах «купцов» преподавалось (Правила 1915) :

  • коммерция,
  • коммерческая арифметика,
  • коммерческая география,
  • товароведение,
  • бухгалтерия
  • корреспонденция.

  • Bartels, R. (1962), «The Development of Marketing Thought», Richard D. Irwin, Homewood, IL.
  • Bartels, R., 1988. «The History of Marketing Thought», 1988, 3rd ed. Columbus, OH: Publishing Horizons, с. 21; 22; 24; 142.; 294-295.
  • Bryce, J. (1899), “Commercial education”, The North American Review, Vol. 168 No. 511, pp. 694-707.
  • Engwall, L. and Zamagni, V. (1998), “Introduction”, in Engwall, L. and Zamagni, V. (Eds), Management Education in Historical Perspective, Manchester University Press, Manchester, pp. 1-15. Norwood, J.S. (1961), “An 18th century plan for business education”, Journal of Marketing, Vol. 25 No. 6, pp. 52-55. Jones, D.G.B. (1992), “Early development of marketing thought in Canada”, Canadian Journal of Administrative Science, Vol. 9 No. 2, pp. 126-133.
  • Jones, D.G. Brian and Moniеson, David D. (1990) «Early development of the philosophy of marketing thought», «Journal of Marketing» 54:102-13.
  • Jonsson, P. (2009), «Innovation and the Swedish consumer cooperative movement, 1904-1930», in Hawkins, R.A. (Ed.), Marketing History – Strengthening, Straightening and Extending, Proceedings of the 14th Biennial Conference on Historical Analysis & Research in Marketing, CHARM Association, Leicester, pp. 161-172.
  • Madsen, E.K. and Pedersen, K. (2013), «From price theory to marketing management: Danish contributions 1930-1960», Journal of Historical Research in Marketing, Vol. 5 No. 2, pp. 172-191.
  • Postlethwayt, M. (1774), The Universal Dictionary of Trade and Commerce, Augustus M. Kelly Publishers, New York, NY.
  • Usui, K. (2008), —«The Development of Marketing Management», Ashgate, Hampshire.
  • Wills, G. (1978), “Special issue: business school graffiti”, European Journal of Marketing, Vol. 12 No. 1, pp. 1-135. Евстигнеев А. (1909) Наши торговые школы // Техническое и коммерческое образование. – 1909. – №4.
  • Иванов А. Е. (1991) Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. М., 1991.
  • Правила (1915), Правила и Программы учебных предметов Казанской Торговой Школы. Казань, 1915. – 91 с.
  • ID: 6928
      843 просмотра
      США

    Материалы по теме:


    Поделиться: