История маркетинга
1901 год Первое обучение маркетингу

В 1901 году, в каталоге учебных курсов Мичиганского университета, представлен учебный курс «Распределительная и Регулирующая отрасли Соединенных Штатов» («Distributive and Regulative Industries of the United States», преподававшийся Эдвардом Дэвидом Джонсом (Edward David Jones). Курс был описан, как:
Описание различных способов сбыта товаров, используемых классификаций, сортов, торговых марок, а также оптовой и розничной торговли. Внимание также будет уделено тем частным организациям, не связанным с финансами и банковским делом, которые направляют и контролируют производственный процесс – таким как торговые ассоциации, торговые советы и торговые палаты.

То, что препадавалось в 1901 году, сегодня признано первым американским университетским курсом маркетинга (Bartels, 1962). Стоит отметить, что первый курс и последующие за ним, которые называли «маркетингом», были связанны, скорее, с товарным распределением (дистрибьюцией). Термин «маркетинг» в то время, использовался, в контексте «деятельность на рынке» и считался синонимом: «дистрибуция», «торговля» и «коммерция».

Для понимания сути маркетинга, характерно высказывание Джонса в его книге, сделанное в отношении задач маркетинга, в котором очевиден контекст: «маркетинг – сбыт излишков продукции»: (Jones 2014):

Первой неотложной задачей нашей страны было грандиозное становление ферм, строительство общих дорог, создание деревень и городов, а также открытие торговых точек для маркетинга излишков продукции.

The mention of the pioneers calls for a word of tribute. Our nation's first indastrial task was the stupendous one of clearing the farms, and of building the common roads, and of establishing villages and cities, and of opening outlets for the marketing of surpliu products.

Как академическая дисциплина (область преподавания и исследований), «маркетинг» не существовал, до того, как в 1901-1903 учебных годах, в университетах Иллинойса, Мичигана и Калифорнии, были прочитаны первые учебные курсы (Bartels, 1962). Бартельс (Bartels) утверждает, что университеты начинают предлагать своим студентам маркетинговые курсы «скорее в результате решения образовательных вопросов, а не в ответ на потребности бизнеса», что по-видимому, должно означать преподавательское желание расширить область знаний будущих бизнесменов и менеджеров и от осознания и предвидение последующего развития экономико-социальных отношений. Эдвард Дэвид Джонс считал, что курсы маркетинга, в дополнение к администрированию, финансам и бухгалтерскому учету, являются неотъемлемой частью бизнес-образования.

В таблице представлены первые университеты, предлагающие курсы такого типа (Bartels, 1988, p. 21).

Год Университет Преподаватель Курс/Дисциплина
1901 University of Michigan E. D. Jones Distributive and Regulative Industries of the United States
1902 University of California Simon Litman Technique of trade and commerce, Recent European Commercial policies
1902 University of Illinois George Fisk Commercial Geography, Commercial Politics
1903 University of Pennsylvania Walter E. Kreus The Marketing of Product
1904 University of Pennsylvania H. S. Person The Marketing of Product
1905 The Ohio State University James E. Hagerty The Distribution of Products
1905 New York University Advertising
1908 Northwestern University,
School of Commerce
Walter Dill Scott Advertising, Salesmanship, Merchandising
1908 University of Missouri Program in advertising was developed by the School of Journalism
1909 Northwestern University,
School of Commerce
Walter Dill Scott Psychology of Business, Advertising and Salesmanship
1909 University of Pennsylvania
Wharton School of Finance and Commerce
Advertising and Salesmanship
1909 University of Pittsburgh Marketing of Products
1909 Harvard University Paul T. Cherington Commercial Organization and Methods
1910 University of Wisconsin Ralph Starr Butler Marketing Methods

Американские исследователи истории маркетинга сходятся во мнении о том, что маркетинговое образование студентов было сосредоточено в США, несомненно, потому, что именно там и была впервые разработана, та американская модель бизнес-образования, которая была позже внедрена во всей Европе и Японии (Engwall и Zamagni, 1998).

В Германии. Хотя университеты США считаются основными центрами становления маркетинговой мысли, однако отделения маркетинга создавались там специалистами, получившими экономическое образование в Германии (Jones and Moniеson, 1990). 

В Великобритании. О маркетинговом образование в Великобритании, тем не менее, очень мало опубликованных исследований. Целью британского университета в то время обычно считалось предоставление гуманитарного образования, тогда как, коммерческое образование в Британии считалось чем-то «дешевым и неприятным» (Bryce, 1899, p. 696) . Еще в восемнадцатом веке в Англии было распространено формальное бизнес-образовании (Norwood, 1961). Тем не менее, в Британском торговом колледже, среди восьми предметных областей преподавались (Postlethwayt 1774) :

  • общий обзор торговли и коммерции;
  • важность портовой торговли;
  • знание того, как и где «дешево покупать и продавать дорого»;
  • умение грузить суда;
  • как нанимать суда;

Уиллс (Wills 1978) предположил, что, поскольку первые британские бизнес-школы (Брэдфорд и Крэнфилд) не существовали до начала и до середины 1960-х годов, маркетинг и не мог преподаваться в Британии, как системная дисциплина.

В России. Если высшая школа готовила гуманитариев, юристов, военных, то средняя школа готовила «купцов» и «лавочников». Из 63 казенных, общественных, частных и ведомственных учебных заведений высшей школы, было 10 университетов, готовили исключительно специалистов-гуманитариев – 20, были инженерно-промышеленного профиля – 15 (Иванов 1991)

Развитое торговое дело в России было определенно не теорией, а «делом», то есть имело накопленный вековой опыт и требовало его передачу квалифицированным торговым специалистам практического профиля, поэтому подготовка торговых специалистов велась на уровне среднего звена. Основная задача бизнес-образования в России того времени была практическая – больше грамотных служащих для торговых и промышленных предприятий. 

К моменту первых институтских курсов в США по «дистрибьюции» и «технике торговли и коммерции», в России к 1901 г. в ведении Министерства финансов уже находилось 36 торговых школ. Через 10 лет их число достигло 100. Это стало возможным, благодаря государственной политике в области образования и в силу «Положение о коммерческих учебных заведениях» (1896 г.), положившим основу системы коммерческого (торгового) образования (Евстигнеев 1909 ). В России в школах «купцов» уже преподавалось то, что понималось в то время «маркетингом» (Правила 1915) :

  • коммерция;
  • коммерческая арифметика;
  • коммерческая география (читай: дистрибьюция);
  • товароведение;
  • бухгалтерия;
  • деловая корреспонденция.

О качестве русской коммерческой школы определенно высказался и один из первых преподавателей маркетинга в США – уроженец Российской Империи Саймон Литман (Litman 1950): 

В основе моей квалификации для преподавания предмета, лежит окончание «Школы коммерции» в Одессе, Россия
В Мире. Есть несколько исследований раннего маркетингового образования в других странах, включая
  •  Канаду (Jones, 1992); 
  • Японию (Usui, 2008);
  • Данию (Madsen and Pedersen, 2013); 
  • Швецию (Jonsson, 2009)

  • Bartels, R. (1962), «The Development of Marketing Thought», Richard D. Irwin, Homewood, IL.
  • Bartels, R., 1988. «The History of Marketing Thought», 1988, 3rd ed. Columbus, OH: Publishing Horizons, с. 21; 22; 24; 142.; 294-295.
  • Bryce, J. (1899), “Commercial education”, The North American Review, Vol. 168 No. 511, pp. 694-707.
  • Engwall, L. and Zamagni, V. (1998), “Introduction”, in Engwall, L. and Zamagni, V. (Eds), Management Education in Historical Perspective, Manchester University Press, Manchester, pp. 1-15. Norwood, J.S. (1961), “An 18th century plan for business education”, Journal of Marketing, Vol. 25 No. 6, pp. 52-55. Jones, D.G.B. (1992), “Early development of marketing thought in Canada”, Canadian Journal of Administrative Science, Vol. 9 No. 2, pp. 126-133.
  • Jones, E.D. (1914) «Business Administration: Its Models in War, Statecraft, and Science», The Engineering magazineco p.2.
  • Jones, D.G. Brian and Moniеson, David D. (1990) «Early development of the philosophy of marketing thought», «Journal of Marketing» 54:102-13.
  • Jonsson, P. (2009), «Innovation and the Swedish consumer cooperative movement, 1904-1930», in Hawkins, R.A. (Ed.), Marketing History – Strengthening, Straightening and Extending, Proceedings of the 14th Biennial Conference on Historical Analysis & Research in Marketing, CHARM Association, Leicester, pp. 161-172.
  • Litman S. (1950), «The Beginnings of Teaching Marketing in American Universities». Journal of Marketing, Vol. 15, No. 2 (Oct., 1950);
  • Madsen, E.K. and Pedersen, K. (2013), «From price theory to marketing management: Danish contributions 1930-1960», Journal of Historical Research in Marketing, Vol. 5 No. 2, pp. 172-191.
  • Postlethwayt, M. (1774), The Universal Dictionary of Trade and Commerce, Augustus M. Kelly Publishers, New York, NY.
  • Usui, K. (2008), «The Development of Marketing Management», Ashgate, Hampshire.
  • Wills, G. (1978), “Special issue: business school graffiti”, European Journal of Marketing, Vol. 12 No. 1, pp. 1-135. Евстигнеев А. (1909) Наши торговые школы // Техническое и коммерческое образование. – 1909. – №4.
  • Иванов А. Е. (1991) Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. М., 1991.
  • Правила (1915), Правила и Программы учебных предметов Казанской Торговой Школы. Казань, 1915. – 91 с.
  •   США, Россия, Германия, Англия
      945 просмотров

    Материалы по теме:


    Поделиться: