Стратегическое планирование

Стратегическое планирование – это осмысление предстоящих действий компании на максимально эффективном пути, выбранном среди всех доступных, ведущих ее к реализации намеченной цели.

Цель стратегического планирования – повышения эффективности бизнеса. Хорошо выполненное стратегическое планирование обеспечивает сочетание эффективности и результативности бизнеса, в условиях перманентно изменяющейся реальности, открывающихся и исчезающих перспектив.

Задачи стратегического планирования. Такое планирование обеспечивает:

  • сосредоточенность всех усилий на наиболее важных целях; 
  • позволяет реализовывать потенциал компании;
  • определяет наиболее важные для рынка источники ценности компании;
  • помогает распределять инвестиции в правильные виды деятельности; 
  • нейтрализует текущие и ряд потенциальных проблем;
  • обеспечивает понимание сотрудников и партнеров компании цели ее развития и направления развития.
В основе стратегического планирования лежит:
  • понимание реальности рынка; 
  • понимание потенциала комплекса возможностей компании;
  • видении перспектив рынка;
  • понимание развития конкуренции;
  • и всесторонняя оценка конкурентоспособности компании в будущем.

Все компании в той или иной степени занимаются стратегическим планированием, хотя некоторые относятся к нему гораздо более формально, чем другие. Планировать на перспективу сложно, поскольку план – это набор ответов на заданные важные вопросы о том, что делает руководство компании для достижения успеха. 

Успех в стратегическом планировании обычно является результатом организационной культуры и понимание ситуации рыночной и внутри компании, в котором это планирование делается, а также способности к мышлению. Именно поэтому, отсутствие одного из компонентов делает невозможным такое планирование.

Стратегическое планирование может потерпеть неудачу по нескольким причинам:

  • Фантазийность – некоторым менеджерам нравится придумывать что-то, следуя «вдохновенным» идеям, а не основываясь на дисциплине анализа и правильности оценок ситуации. Такой подход порождает непоследовательность планирования и реализации плана, чем затрудняет понимание  широкой командой менеджмента и исполнителей того, что им делать, что, в свою очередь,  приводит к неэффективности управления и всей деятельности компании;
  • Стабильность – некоторые менеджеры жестко придерживаются статус-кво дел в своей компании и сопротивляются изменениям или даже к проникновению извне информации, которая противоречит их мировоззрению и способна изменить взгляды и подходы, как к управлению, так и к работе компании. Риск такого подходя для стратегического планирования заключается в упущении новых  возможностей и игнорирования угроз, требующих изменений стратегии;
  • Тревожность – постоянное ожидание неудач и перманентный поиск подтверждения правильности стратегических решений, в случае отсутствия такого подтверждения здесь и сейчас, заставляет сомневаться и бесконечно пересматривать выбранную стратегию, низводя ее к набору простых тактических решений с обязательным анализом подтверждающих правильность цифровых данных. Такая «стратегия» обязательно приводит к изменению векторов развития, взглядов с излишними затратами усилий и средств, то на разгон, то на резкое торможение с целью пересмотра решений;
  • Переоценка важности – существует опасность чрезмерного увлечения стратегическим планированием. Углебленность и чрезмерная детализация, сложность структур и поиск существенных обоснований может легко помешать стратегическому планированию. Планы, которые слишком запутанны, пишутся слишком долго или непрактичны, как правило, остаются нереализованным и быстро устаревают.
  • Корыстные интересы – иногда «стратегия» может быть поводом для коммерциализации тактических возможностей и реализации собственной выгоды, которую разработчик стратегического планирования закладывает в «стратегию». По этой причине фундаментальное стратегическое планирование должно, по возможности, быть отделено от участия в нем прямых тактических исполнителей.
  • Все лишь ради планирования ресурсов – иногда основное внимание уделяется выполнению плана ради самого плана и к простому бюджетированию расходов и доходов на перспективу. Такой подход часто мешает осознать, что цель подвижна и точка, куда должна стремиться компания изменила положение. При такой «стратегии» изменения игнорируются, заставляя всех концентрироваться на реализации плана. Это может усугубляться, если к планированию подключены внешние методисты, которые не имеют особого отношения к бизнесу.
Четыре принципа стратегического планирования. Обеспечить успех стратегии может подход, объединяющий 4 принципа планирования:

1. Адаптируйте стартегии к возможностям компании и к потребностям рынка

2. Комплексное мышление. Стратегическое планирование предполагает три типа мышления:
  • Деловую хватку;
  • Способность генерации идей;
  • Мотивация к изменениям.
На последнем стоит остановиться подробнее, поскольку за это отвечает маркетинг. Стратегическое планирование предполагает мотивацию к поведению, важному для компании. Независимо от того, идет ли речь о завоевании лояльности потребителей или о том, чтобы убедить торговых партнеров предоставить конкурентное преимущество, понимание их поведения и того, как на него повлиять, является важной способностью, как составить стратегический план, так и его реализовать.

3. Баланс стратегических сил. Стратегическое планирование объединяет динамику следующих элементов бизнеса единую систему:
  • Финансы;
  • Кадры;
  • Бизнес-процессы;
  • Рыночное поведение (маркетинг). 
Стратегическое планирование – это не только видение перспектив и планирование шагов и действия, но и оптимизация способностей компании, с целью эффективной реализации ею возможностей, предоставляемых рынком. Стратегический план объясняет, как каждая часть бизнеса может работать в гармонии с целым. (Что такое балансед скоркард (BSC)?)

4. Управление планированием и внедрением. Стратегические планы имеют ценность только в том случае, если они могут быть эффективно реализованы. Для мотивации эффективной реализации, стратегические планы должны быть:
  • Выполнимыми, 
  • Вдохновляющими, 
  • Практичными (Наполненными ресурсами), 
  • Поддержанными (для принятия планов важна последовательная поддержка со стороны высшего руководства).


Ссылка для цитирования:

«Стратегическое планирование» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_s/strategicheskoe-planirovanie/
  8.05K просмотров


Поделиться: