Реклама или маркетинг?
Рекламщикам о маркетинге или отчего денег у криэйтеров и медийщиков все меньше и меньше
21.05.2017
Приведу слова нашего с вами коллеги, сказанные в отношении того, что рекламщик – это и есть маркетолог.
Спасибо, коллега, вот на этом примере и на отсылке к истории и разберем отчего реклама – это не про маркетинг и отчего сегодняшняя реклама все менее и менее эффективна.
В чем суть явления «реклама»?
Говорят: «нет пророка в своем отечестве», поэтому, давайте за истиной обратимся к авторам, ближе стоящим к первоисточникам. Оксфордский словарь говорит, что:Реклама - это деятельность или профессия по изготовлению объявлений для коммерческих продуктов или услуг.
Если чуть погрузиться в историю рекламы, то ранее, еще со времен Рима, широко использовалось латинское слово «reclamare», которое означало «восклицать, выкрикивать» и оно довольно точно отражало суть любой рекламы. Лексема сохранилась и сегодня во всех западно-европейских языках.
1. В английском языке с 15 века, как указывает Оксфордский словарь, глагол «advertise» означал просто процесс сообщения о чем-либо, то есть указывал на информационную функцию рекламы.
2. В романской группе языков (испанский, французский, итальянский) есть тоже понятие реклама: Publicité (во французском), Publicitad (испанский), что указывает на массовость адресата рекламного воздействия (public – общественность).
3. В немецком языке, понятие «werbung» акцентирует внимание на сути самой функции рекламы.
4. В русском языке, есть родственное корню этого слова и довольно широко известное слово и понятие «вербовать». Само же понятие и деятельность «реклама», укоренилась благодаря французскому влиянию на российскую жизнь в 19 веке.
Коллеги, во всем выше сказанном (выкрикивать, сообщать, вербовать, публично) , вы где-то видите хоть что-то похожее на маркетинг? Из приведенного, вы где-то видите, как реклама способна удовлетворять потребность рынка в товарах и услугах? Кричать громко в толпу о товаре или услуге – это же еще не маркетинг!
Таким образом, резюмируя:
Реклама – это всего лишь делать информационные сообщения, сообщать что-либо публично, громко восклицая.
Я абсолютно серьезно! Все кричащие в интернете (они себя называют «таргетологи», «директологи», «интернет-маркетологи»), особенно те, кто громко кричит о «перформанс-маркетинге», останови их крик и спроси – они же никогда чего не расскажут о том, насколько удовлетворены товарами и услугами те, на кого, ради гонорара, они орут.
Кто громче всех рекламирует кричит?
Орут на митингах политики. Власть призывает народ подчиняться. Имеющие взгляды и позицию призывают толпу следовать за ними. Рекламируются воры и мошенники. Производители бессмысленного рекламируют малоценные товары и дорогущие не пользующиеся спросом услуги. Придумавшие хитрую технологию и желающие на ней заработать – тоже зазывают лохов.
… и им всем не важно, насколько впариваемое ими, полезно людям. Реклама помогает им продать проще, быстрее, подороже и побольше – отсюда: «вербовать», «восклицать» (орать), «публика».
Кто и когда решил, что реклама имеет хоть какое-то отношение к маркетингу?
Маркетологи это решили! Давно, еще вначале прошлого века. Когда рекламу освоили мошенники, когда заниматься рекламой – это означало буквально «врать о несуществующих достоинствах товара», когда гильдии купцов, профессиональные сообщества торговцев порицали само занятие «рекламирование», психологи учили воров, стяжателей, как обманывать эффективнее.
В этот момент первые из тех, кого потом стали именовать «маркетологи» , решили: «Хватит»! Они решили, что реклама должна быть честной! Они решили, что честная реклама – это один из неплохих методов популяризации товаров «выкрикиванием». Именно поэтому реклама, как вид коммуникации, появилась и укоренилась в комплексе промотирования – в одном из основополагающих столпов, на котором стоит современный маркетинг. Правда, реклама только тогда служит маркетингу, когда решает задачи не только производителя, но и других игроков рынка.
С другой стороны, Девид Огилви отец-основатель современной рекламы, решил, что хорошо бы, для большей эффектитвности выкрикивания и вербования, рекламистам необходимо взять на вооружение некоторые методики маркетинга:
- точность позиционирование рекламы,
- исследование потребности в методах и способах рекламирования;
- анализ результатов рекламного воздействия;
- комплексное рекламное воздействие, когда задействованы:
- не просто все методы рекламирования,
- но и все доступные информауионные каналы
- а сами рекламные воздействия продолжительны и разнесены по времени.
Что же отличает самую хорошую рекламу от маркетинга?
В своей книге «Огилви о рекламе» Девид Огилви говорит:Еще один известный рекламист Россер Ривз сказал:
душу реклама не может способствовать продажам. Я лишь хочу
сказать, что сам видел тысячи изящных и берущих за душу рекламных
кампаний, которые продажам не способствовали.
В чем же дело?
Отчего хорошо сделанная реклама не является хорошим маркетинговым продуктом?
Оксфордский словарь утверждает, что
Маркетинг – это деятельность или бизнес по продвижению и продаже продуктов или услуг, включая исследование рынка и рекламу.
Что же не так? Отчего маркетинг использует рекламу в своих целях, но сама реклама, отдельно и выделенно, маркетингом не является и целям маркетинга не служит? Девид Огилви точно отвечает на этот вопрос:
Дело в том, что:
- Маркетинг – это удовлетворять потребность людей, это придумывать новое, продвигать идеи, товары и смыслы, доставлять и продавать максимально удобно и просто для того, кто в них нуждается;
- Реклама – выкрикивать в массы лозунги, имена товаров, названия мест продаж,хорошо, если понимая, как нужно все это правильно выкрикивать…
А чем же конкретно занимаются маркетологи? Вот этим занимаются и отвечают за это комплексно и вот этим, и вот этим занимаются маркетологи и тем более, вот этим. Если рекламист не занимается этим, то какой он маркетолог!? Полагаю, что современная реклама, та, про которую повсеместно говорят «не эффективна», удовлетворению потребностей людей не служит и сделала она только для решения задач производителя и торговца. Быть может в этом причины ее неэффективности?
Отчего реклама все более и более не эффективна?
Увы, но своей задачей современный рекламист полагает удовлетворение заказчика рекламы, а не потребителя рекламируемого товара. Точность отработки по брифу, следования стилю бренда и ради одобрения сделанного заказчиком – именно этому он служит, а иначе, ему не заплатят. Будет ли удовлетворен потребитель и придет ли он за купленным по рекламе товаром через год – это рекламщика сегодня никак не интересует. Если думаете иначе, то ответьте:Выживание в среде конкурентов – охотников на рекламные бюджеты – вот задача современного рекламщика и медийщика.
Максимум маркетингового, что вы вы увидите у такого рода рекламщика в агенстве – это маркетинг по промотированию самого себя. Для себя – маркетинг, для заказчика: ролики, сайты, лиды, CTR, GRP, клики и рекламные контакты. Быть может, и в идеале, для заказчика еще: маркетинговые исследования целевой группы, тестовые прогоны рекламной продукции на фокус-группах и опросы аудитории. Это максимум маркетинга для заказчика рекламы! Для покупателя, рынка – ничего!
Отчего так плохо с рекламным маркетингом? Огромная конкуренция, информационный шум, охота за все уменьшающимися маркетинговыми бюджетами на рекламу – все это не позволяет рекламщикам думать о рынке, а производимой им рекламе – максимально эффективно решать маркетинговые задачи?
Да, все так. Но проблема много больше и она – фундаментальная!
Как только рекламщики поймут, что конкурировать нужно не между собой и не за рекламодателя, а за покупателя. Как только появится где-либо в рекламной среде новый Д. Огилви, быть может, современная реклама получит новый маркетинговый импульс.