В чем отличие эксперта от «лидера мнения»?

В чем отличие эксперта от «лидера мнений»? Как отличить их ответы и чей ответ считать истинным?

01.08.2021

Яндекс.Кью подкинул новую интересную тему для заметки. Она важна для понимания маркетингового специалиста и PR-специалиста, работающего с мнением целевой аудитории: мнением кого должно наполняться коллективное сознание целевой аудитории и кого же надо содержать в штате компании. 

	

Истина где-то рядом

Наверное, стоит отметить, что с «истинностью» у мнения (включая и вот это моё) есть определенные проблемы, поскольку:  

Истина — это знание, которое соответствует предмету познания

...и вот это определение совершенно не отвечает на вопрос: насколько же знание глубоко, а его содержание полно и точно отражает предмет познания. Стало быть, любое знание о предмете должно быть принято, обдумано и, все же, подвержено сомнению, поскольку, как утверждалось в известном сериале про сочинителей секретных файлов об инопланетянах, истина хоть и существует, но… «истина где-то рядом». 

Это заумное уточнение должно нас с вами направить на мысль о том, что «лидер мнения» может и не быть носителем истины, может не быть, в полной мере «экспертом», хотя мнение он иметь может (кто ж ему запрещает?).

Кто такой «Лидер мнения»?

Лидер мнения – это человек, член некой группы людей, отличающийся в глазах членов группы наличием заслуживающего внимания мнения. Это внимание сформировалось за счет:

  • образованности в предмете;
  • лучшей информированности в происходящем с предметом; 
  • опыта владения предметом, контактирования с предметом (его применения, изменения, улучшения);
  • убедительности в донесении мнения: способностей в области риторики, философии, психологии межличностных коммуникаций
  • харизмы.
  • быть членом группы – походить на других членов группы: иметь язык, манеры, тональность и внешние признаки единства с членами группы (профессорский язык, даже при всей правильности произносимого не понятен в уличной среде)
  • постоянства членства в группе
  • открытого признание его лидером, хотябы небольшой частью группы – новаторами мнения (остальные подтянуться).

Мнение лидера группы, в свою очередь, оказывает влияние на понимание группой людей содержания и смысла предмета, о котором лидер имеет мнение.

Кто такой «эксперт»?

Эксперт – человек способный сделать экспертизу – провести, в той или иной мере, исследование с применением научных методов и, на основе результатов исследования, вооруженный фактологическим материалом, способный сделать выводы, на основе которых он формулирует «экспертное заключение» («экспертное мнение»).

Так вот, Эксперт – это человек, ни просто обладающий знаниями и опытом, что дают ему право на мнение, но он способен провести экспертизу и научное исследование, результатом которых становится мнение, заслуживающее высокого доверия.

Следствие из выше сказанного

1). Увы, но сегодня, чтобы «иметь мнение» и его публично высказывать, необязательно делать экспертизу, искать факты – достаточно быть харизматичным и уметь философствовать.

2). Группа совершенно не информированных людей легко признает «экспертным» мнение, рекламируемое и пропагандируемое в группе.

3). При отсутствии действительного лидера, его роль в группе запросто может исполнять самый болтливый и завиральный член группы.

4). Эксперт может не признаваться «лидером мнения», поскольку образованности и информированности недостаточно – нужны еще харизма, убедительность и проч. (см. выше).

5). Эксперт в экспертном сообществе – это человек очень глубоко погруженный в какой-либо узкую область общего для группы предмета и носитель именно в этой области экспертного уровня знаний и осведомленности.

Идеальный эксперт - лидер мнения происходит из самой группы

Экспертное мнение

Экспертное мнение – это не мнение ведущего специалиста компании или технического разработчика продукта. Да, их роль в формировании экспертного мнения компании весомая, но такое мнение – всегда продукт коллективный. Экспертное заключение (или мнение) – продукт экспертного сообщества, коллективно участвующего в проведении экспертиз и делающего заключение. Вот, к примеру, как на экспертное мнение компании, на сам продукт и на коммуникацию с целевой группой могут повлиять такие люди, как просьюмеры – посмотрите.

Обратите внимание:

Мнение эксперта базируется на методах, на основе первоисточников, исторических фактах, показаниях приборов и фактических измерениях. Без этого всего, мнение эксперта – это лишь «я так думаю и мне кажется» – лишь фантазии того, кто отчего-то именует себя «экспертом». Вот это важно понимать!

Лидер группы и эксперт

Но, как было сказано выше: как правило, лидирующий член группы и эксперт одновременно – это явление редкое!

Чаще же случается иное: группа легче признает лидерство за человеком – носителем коммуникативных компетенций (оратор, трибун, харизматичный человек, болтун, вожак – как кому нравиться). Стало быть, компании и ее маркетологу не стоит полагаться на сколь-нибудь серьезное экспертное мнение лидера группы.  И сколько лидера мнения не готовь, не натаскивай и не мотивируй, произносить он будет всякую не экспертную отсебятину, больше напоминающую легко усваиваемый группой суррогат знаний – так ему проще жить и коммуницировать. 

Поэтому, за хорошим «лидером мнения» всегда стоит тайный «эксперт» – именно он готовит лидеру мнения его мнение, позволяя «лидеру» коммуницировать с его группой. Пишите за лидера мнения – обозначайте тезисы, прямую речь и готовьте к публикации материалы,  от его имени. Идеально, если лидер мнения их будет обрабатывать сам, внося колорит и меняя язык коммуникации, на более присущий не эксперту, а лидеру. Нормально, если языком, слогом, темпом и колоритом будет владеть сам внутри корпоративный эксперт.

Кейс: У президента есть советники, именно на основе их экспертизы он управляет страной, государством и людьми, но граждане государства выбирают и поддерживают не советников, а его. В ряде случаев, поддержка доходит до 80% опрашиваемых.

По теме: 

  • «Лидер мнения», «амбассадор», «лицо бренда» – в чем отличие?
  • «Агенты влияния или инфлюэнсеры – кто это
  2.35K просмотров

Блог


Поделиться: