Как создать заведомо успешный продукт (проект, дело, бизнес)

Нассим Талеб "Черный лебедь" и немного я, о масштабируемости и успехе любого вновь начинаемого дела.

01.04.2018

Сегодня один очень авторитетный коллега, на статьи которого я обращал внимание еще в 90е прошлого века, высказался в общем нелицеприятно о философских опытах широко признанного в мире американского эксперта в области влияния случайных и непредсказуемых событий на мировую экономику и биржевую торговлю, автора известных и популярных книг Нассима Талеба.  Впрочем, поругивают автора часто и вкусно.

Я стараюсь уважительно относится к коллегам и авторам, и если и позволяю себе критиковать, то не персоналии, а их мысли, поэтому вежливо откомментировал сказанное и вспомнил одну мысль Н.Талеба, показавшуюся мне в момент прочтения книги, очень важной и подвигнувший меня внимательно подумать над сказанным. 

Хотите расскажу, как начать заведомо успешное дело, создать маркетинговый продукт, востребованный на рынке или начать новый проект, с меньшей долей риска?  Итак, Н. Талеб "Черный лебедь". Выборочное контекстное цитирование и маркетинговый комментарий к мысли автора.

Два типа профессий

«Наиболее значимый из данных мне когда-либо советов был плох, но он сыграл очень важную для меня  роль... 
Еще во время учебы, они сокурсник посоветовал мне выбрать какую-либо ‘'масштабируемую” профессию, то есть не ту, что оплачивается “по часам”, а значит, ставит достаток в зависимость от количества вложенного труда и времени. 
Некоторые профессии: врачи, консультанты, массажисты — не могут “масштабировать" свое дело, у них существует верхний предел числа клиентов, которых можно обслужить за определенный промежуток времени. 

Если вы зарабатываете проституцией, то работаете ограниченного количество часов в сутки и ваша оплата почасовая. Кроме тот, ваше присутствие на работе необходимо... 

В этих профессиях, сколько бы вам ни платили, ваша выручка не может взлететь и подвержена закону тяготения. Ваши доходы, в большей мере, зависят от постоянства усилий, чем от качества ваших решений. Кроме того, результаты от такой работы обычно предсказуемы… 
  
Однако существуют профессии, которые, в случае везения, позволяют вам приумножить результаты труда (число продаваемой продукции и величину дохода) при приложении лишь небольших усилий или вообще без приложения оных...

Я определил грань между человеком, создающим интеллектуальный продукт в виде деловой операции или произведения – "генератора идей", от человека, продающего собственно труд – "генератора труда".
Если вы "генератор идей”, вам не нужно работать в поте лица — нужно только интенсивно думать. Сколько бы единиц продукта вы ни выдавали — сто или тысячу, — силы тратятся те же... Купить сто тысяч или даже миллион акций не труднее, чем сто акций. Это то же число расчетов, телефонных звонков, юридических документов, тот же расход “серых клеточек”, то же усилие по проверке транзакции… К тому же, при хорошей сноровке, у вас остается порядочно свободного времени.

Равным образом и писатель столько же времени корпит для завоевания одного читателя, сколько для получения  нескольких сотен миллионов. Автор книг про Гарри Поттера Дж.К. Роулинг не должна вновь писать книгу, когда кто-нибудь хочет ее прочесть. Пекарь же для каждого нового клиента вынужден выпекать свежий батон.

Таким образом, появляется очевидная разница между писателем и пекарем, биржевым спекулянтом и врачом, которая облегчает оценку человеческой деятельности. Становятся видны те профессии, в которых можно прибавлять нули к доходу, что-то сделав, не прикладывая дополнительных усилий и те, где каждый раз расходуются силы и время...

Тем не менее, опасайтесь масштабируемости

Если совет оказался полезен (и еще как!) для создания классификации неопределенности и знания, то с точки зрения выбора профессии он был ошибочен. Так отчего же мнение и совет моего однокашника был плох?  

Если бы я собрался сам давать советы, я бы рекомендовал выбирать именно немасштабируемую профессию! Масштабируемые профессии замечательны, но только для удачливых; в этих профессиях существуют очень жесткая конкуренция, чудовищное неравенство и гигантское несоответствие между усилиями и вознаграждением: единицы отхватывают громадные куски пирога, оставляя прочих ни в чем не повинных людей ни с чем.»
---------
Ну вот такое авторские мнение...

Маркетинговый комментарий

Дело в том, что единожды ошибочно определенное и внесенное понятие непременно уводит от истины всю мысль.  Продажу тиражей книг вряд ли можно назвать "масштабируемым бизнесом", то есть, бизнесом, способным кратно увеличивать свою производительность. Под "масштабируемостью", в данном случае, понимается экспоненциальное развитие, когда малые усилия вкладываемые после основных и начальных, дают значительное приращение результата.

Давайте заменим красивый эпитет "масштабируемая профессия" на иной, и четче отражающий суть и кое-что станет совсем понятно и позволит нам говорить о маркетинге.

Персонализированный труд ("не масштабируемый" – в интерпретации Н.Талеба) – обращенный и адресованный к каждому персонально, приспособленный к нуждам, запросам и удобствам конкретного человека, занимает много усилий и времени. При желании заработать, занимаясь персонализированным делом, вы каждый раз озадачиваетесь выявлением потребности персонально каждого человека. Вполне понятно, что сколько людей – столько отличающихся потребностей. Сколько людей – столько раз есть шанс ошибиться. Сколько людей – столько потребуется усилий, чтобы "дотащить" человека вначале до сделки, потом – до удовлетворения. Экспоненциальное развитие в данном случае невозможно. В отведенное на труд время, даже применив Мега современные технологии, невозможно прирастить результат в геометрической прогрессии.

Неперсонализированный труд – это работа ориентированная на большие массы потребителей. В этом случае, точно угадывать потребности каждого клиента не нужно, достаточно сделать работу средне-статистическую и рекламой найти того, кто за эту работу заплатит. Проблема заключается в том, и Н.Талеб это тоже отимечает, что тех, кто не хочет "трахать мозг" персональными продажами и отношениями – море! Конкуренция в массовом маркетинге огромна. Рекламу для поиска вашего клиента под вашу работу еще надо умудриться сделать эффективно. 

Ну вот! Если то и другое, как выясняется, плохо, как же быть? Как сделать свой труд успешным, востребованным, а "добываемый хлеб" – простым?
  1. Нужно придумать такой труд, который можно разделить, условно на две составные части: 
    • базовая часть (база) - ориентироватнная на массы. Самодостаточный и самоцельный труд, за который не много, но платят. Его можно рекламировать и продвигать на массовую аудиторию. 
    • персональная часть (блоки) – часть, которая "прикручивается" базе и персонализирует ваш труд для конкретного человека и случая.  
  2. Дотачивая со временем отдельные блоки, понимая, что похожих потребителей на этот блок больше, чем один, можно накапливать блоки и продавать их к "базе" также массовым маркетингом; 
  3. Параллельно продавать "базу" и туже "базу", плюс отточенные "блоки" можно. Во втором случае можно работать персонализованно, создавая и накапливать новые "блоки".
Что получится? Над "базой" уже работать не надо – вы ее просто продаете. Работая персонализованно над новым "блоком", вы, продавая его к "базе", дерёте с клиента маржу максимально.  Если за тем же "блоком" к вам придет следующий клиент, вы продаете ему "базу" и "блок", как впервый раз – с максимальной маржой, никому не говоря, что, по сути, это отработанное вами много ранее и готовое предложение.

Принцип "базовое предложение" (это – в массы) и "база" + "готовые блоки" (это персональные продажи) – реальный особый путь и способ масштабировать от блока - к блоку, от первого клиента – к многим клиентам. Так реально проще работать, успеваешь заниматься массовым маркетингом, да еще и концентрироваться на персональном клиенте и его задаче, понимая, что и это работа на будущее, на масштаб.

  2.15K просмотров

Блог


Поделиться: