Два вида карьеры

А что такое карьера маркетингового специалиста?

02.03.2017

Наверное каждый в начале творческого или профессионального пути задумывается о карьере. Каждый из специалистов, рано или поздно, задумывается о карьерном росте. А что такое карьера маркетингового специалиста? Недавно в одном добровольном опроснике прочел пункт: "ваши карьерные амбиции". Долго думал и вспомнил сакраментальное: "Хочу, что бы всё!" Так что же такое карьера маркетингового специалиста и как правильно отвечать на этот вопрос?

Поскольку многие слова в речи «замусолились» и потеряли первоначальный смысл, то не всем очевидно, что:
  • Профессионал – это лишь тот, кто сделал конкретную работу предметом заработка (работа за деньги). Профессия — род трудовой деятельности человека; его источник существования это труд за который человек получает доход. Поэтому, профессионал – это лишь «зарплатолучатель» и еще не специалист, не «асс» и не «гуру». Профессионал существенно отличается от любителя, не по уровню компетентности, а тем, что, выполняя одну и туже работу, один получает зарплату, а второй нет;

  • Хороший профессионал («большой» профессионал) характеризуется тем, что за выполняемую им работу ему хорошо платят, скорее всего, поскольку выполняет он работу лучше, чем другие (качественнее, на ином уровне, оптимально, за меньшее время).

  • Специалист – это носитель не просто опыта, а специальных навыков и знаний. Специалист может НЕ быть профессионалом. Если человек занимаясь выбранным делом в качестве хобби, достиг высокого уровня, но не получает за это деньги – это любитель, но специалист, способный дать фору профессионалу (трижды дипломированные маркетинговые «зарплатополучатели», спорим?);

  • Хороший специалист («большой» специалист) – обладает, на уровне выше среднего и более, специальными знаниями и компетенциями, что позволяет более эффективно и более результативно, чем средне-статистическому специалисту, реализовывать возложенную на него специальную функцию;

  • Специалист широкого профиля – носитель специальных знаний и компетенций в смежных областях, что позволяет ему эффективно реализовывать возложенную на него основную функцию в профильной деятельности;

  • Разносторонний специалист – носитель специальных знаний и компетенций в разных областях, что позволяет ему, при случае, быть «универсальным солдатом»;

  • Узкий специалист – это носитель системных , но очень специальных знаний и опыта;

  • Эксперт – человек способный сделать экспертизу – провести исследование с применением научных методов и, на основе результатов исследования, вооруженный фактологическим материалом, способный сделать выводы, на основе которых он формулирует «экспертное заключение». Тами образом,
    • эксперт – всегда специалист, как минимум, в методах и технологиях проведения экспертизы, а вот…
    • специалист – не всегда способен делать экспертизу и, по большому счету, специалист и эксперт – это оразном;
  • Карьерист – это человек делающий карьеру, многое поставивший на кон, с целью стать не просто хорошим профессионалом, но и специалистом.
Посмотрел первоисточники, словари и не нашел удовлетворяюшего определения понятию "карьера". Давайте попробуем сформулировать…
Карьера – это очевидный окружающим результат в области трудовой деятельности, подтверждение позиции, поведения и компетентности специалиста, выраженный в должностным или профессиональным росте.
Мудрёно? Карьера – это результат должностного или профессионального роста. Почему "или"?

Есть два вида карьеры

...и о выборе одного из них нужно озаботится заранее, до того момента, пока маркетолог не натворит карьерного беспредела, несколько раз поменяв сферу деятельности или руководящую позицию. Итак, карьера маркетолога может быть:
  • горизонтальная карьера;
  • вертикальная карьера.

Горизонтальная карьера

Горизонтальная карьера – это карьера специалиста. Чем лучше вы разбираетесь в профессиональной сфере, тем больше ваша конкурентоспособность. Люди, делающие горизонтальную карьеру могут добиться потрясающих успехов, а иногда и стать великими: ивент-мейкерами, бренд-мейкерами, торговыми специалистами, ассами переговорного процесса или незаменимыми PR-специалистами.

Горизонтальная карьера строится на принципах успешной конкурентоспособности. Конкурировать можно глубиной знания и опыта в предмете – быть:
  • экспертом – способным делать экспертизу;
  • узким специалистом – носителем очень специальных компетенций;
  • а можно покорять профессию НЕ экспертным охватом смежных областей, то есть, быть "универсальным солдатом" (разнорабочим маркетинга).

Что из трех видов горизонтальной карьеры важнее? Все зависит от конкуренции. Если воруг вас много универсальных солдат, и если может найтись второй такой же талантливый специалист, который захочет забрать свой "кусок хлеба", то выход один – копать в глубину. Однако, часто многое зависит от того, в какую компанию вы попали и каковы взгляды руководителя на маркетинг, менеджмент в отделе маркетинга, на маркетинговый бюджет на фонд оплаты труда отдела. То есть, попали в мелкую контору, устроились туда, где не структурированы процессы маркетинга, где работа сваливается на голову маркетологов спонтанно – вынуждено будете "универсальными солдатами".

Таким образом:

  • Горизонтальная карьера в определенной сфере – специальный набор знаний и умений только в этой определенной сфере.
  • Горизонтальная карьера в рыночном сегменте – понимание, знание специфики сегмента и умение применять полученные знания и опыт именно там.
  • Универсальный маркетинговый солдат – это ни плохо и не хорошо, это данность.
  • Следствие 1. Да будь вы эксперт и хоть "семи пядей во лбу", но если весь ваш опыт приходится на сегмент b2b, то, с натяжкой, вы еще как-то можете быть востребованы на рынке корпоративных продаж, но практически никогда, ваши экспертные знания b2b-маркетолога, не будут интересовать рынок FMCG. Увы, комплекс маркетинга (4P) не тот!
  • Следствие 2: Опыт "универсала" позволяет прыгать из одного смежного сегмента рынка - в дугой за изменяющейся рыночной коньюнктурой, но без экспертных знаний хоть в чем-либо, в компании с системным маркетингом и менеджментом, "универсальный солдат" все жизнь будет только разменной пехотой!

Вертикальная карьера

Вертикальная карьера – это карьера менеджера (управленца). Область профессиональной компетенции менеджера – это вовсе не знание методов маркетингового продвижения в b2b, "Экселя" или макетирования в "Адоб Иллюстратора", это знание людей и умение ими управлять.

В отличии от горизонтальной, вертикальная карьера строится и зависит, ни сколько от профессиональной компетентности, сколько от умения завоевать и удержать власть!

Да! Что же касается менеджеров, то умение добывать и удерживать власть является их основной профессиональной компетенцией. Правда, в обмен на власть, они получают и большой круг обязанностей – обеспечивать работу специалиста: администрировать процессы, снимать припоны, обеспечивать их творчество и карьеру.

Большие менеджеры должны властвовать и над менеджерами более низкого порядка и препятствовать распространению их власти. Чем же должны конкурировать менеджеры и чем они могут обеспечить власть? Все теми же знаниями и опытом. Вот только, в этом случае, это будут знания и опыт построения команд, обслуживания процессов, умение предвидеть и подчинять – важнее, чем специальные знания в области маркетинга, социологии, творчества.

Таким образом, вертикальная карьера – это не автоматизм последовательного роста должностей в управленческой иерархии, а тяжкий труд, который бессмысленен, если у человека нет «управленческого гена». У вас есть «ген управленца»? Сможете уволить, в общем-то хорошего человека и отца двух маленьких детей, но разгильдяя и пофигиста, руководствуясь пониманием того, что «хороший человек – это не профессия»!? Так, сможете сделать и спать потом спокойно!?

Кейсы

Понимаю, что примерами – всегда проще, поехали:
  1. Эксперт в торговом маркетинге корпоративных продаж сегмента "строительство и стройматериалы" никому не нужен в маркетинге FMCG. Во-первых в разных сегментах рынка – существенная специализация у маркетологов, одной и той же профессии. Во-вторых, цели и задачи экспертиз, методы их проведения в разных сегментах различны.
  2. Специалист в области мерчандайзинга FMCG, никому не нужен в том же сегмента в роли ивент-маркетолога.
  3. Из таргетолога некогда не получится маркетинговый специалист, если он не возьмется за ум и не попробует разобраться: чем реклама отличается от маркетинга?
  4. Опыт размещения маркетинговых подрядов среди сторонних исполнителей на фрилансе бесполезен, когда тоже самое нужно сделать самому и в кратчайшие сроки.
  5. Умение управлять людьми никак не поможет самостоятельно разработать макет флайера к завтрашнему утру.
  6. Специалисты по покупке ссылок, в связи с изменившимися отношениями к "говно-ссылкам" у поисковых систем, сейчас из "кожи вон лезут", доказывая, что они перформанс-маркетологи.
  7. Специалистами в журналистике писатели текстов не стали, вот и метут пургу про то, что они – "контент-маркетологи". А куда деваться, выживать-то нужно?!
Друзья, если вам нет еще и тридцати, срочно решите для себя – какая из видов карьер маркетолога вам ближе и не скачите от вакансии – к вакансии в разных рыночных сегментах, в поисках интересной работы за хорошие деньги. Стройте карьеру!

 
  6.16K просмотров

Блог


Поделиться: