Два вида карьеры

Наверное каждый в начале творческого или профессионального пути задумывается о карьере. Каждый из специалистов, рано или поздно, задумывается о карьерном росте. А что такое карьера маркетингового специалиста? Недавно в одном добровольном опроснике прочел пункт: "ваши карьерные амбиции". Долго думал и вспомнил сакраментальное: "Хочу, что бы всё!" Так что же такое карьера маркетингового специалиста и как правильно отвечать на этот вопрос?

Поскольку многие слова в речи "замусолились" и потеряли первоначальный смысл, то не всем очевидно, что:
  • Профессионал – это лишь тот, кто сделал конкретную работу предметом заработка (работа за деньги). Профессионал – это еще не специалист, не "асс" и не "гуру". Это всё, не больше!
  • Хороший профессионал характеризуется тем, что за выполняемую им работу ему хорошо платят, поскольку выполняет он работу лучше, чем другие (качественнее, на ином уровне, за меньшее время).
  • Специалист  – это носитель специальных знаний и компетенций, недоступных средне-статистическому коллеге. 
  • Хороший специалист (крайняя степень "хорошести" – эксперт) – обладает достаточным набором специальных навыков и знаний, что бы адекватно выполнять поставленную специальную работу
  • Узкий специалист – это носитель очень системных , но очень узких знаний и опыта. 
  • Карьерист – это человек делающий карьеру, многое поставивший на кон, с целью стать не просто хорошим профессионалом, но и специалистом.
Посмотрел первоисточники, словари и не нашел удовлетворяюшего определения понятию "карьера". Давайте попробуем сформулировать… 
Карьера – это очевидный окружающим результат в области трудовой деятельности, подтверждение позиции, поведения и компетентности специалиста, выраженный в должностным или профессиональным росте.
Мудрёно? Карьера – это результат должностного или профессионального роста. Почему "или"?

Есть два вида карьеры, и о выборе одного из них нужно озаботится заранее, до того момента, пока маркетолог не натворит карьерного беспредела, несколько раз поменяв сферу деятельности или руководящую позицию. Итак, карьера маркетолога может быть: 
  • горизонтальная карьера; 
  • вертикальная карьера. 

Горизонтальная карьера

Горизонтальная карьера - это карьера эксперта. Чем лучше вы разбираетесь в профессиональной сфере, тем больше вша конкурентоспособность. Люди, делающие горизонтальную карьеру могут добиться потрясающих успехов, а иногда и стать великими: ивент-мейкерами, бренд-мейкерами, торговыми специалистами, ассами переговорного процесса или незаменимыми PR-специалистами.

Горизонтальная карьера строиться на принципах успешной конкурентоспособности. Конкурировать можно глубиной знания и опыта в предмете – быть:
  • экспертом и узким специалистом, 
  • а можно не экспертным охватом смежных областей, то есть, быть "универсальным солдатом". 
Что из двух видов горизонтальной карьеры важнее? Все зависит от конкуренции. Если воруг вас много универсальных солдат, и если может найтись второй такой же талантливый специалист, который захочет забрать свой "кусок хлеба", то выход один – копать в глубину.  Однако, часто многое зависит от того, в какую компанию вы попали и каковы взгляды руководителя на маркетинг, менеджмент в отделе маркетинга, на маркетинговый бюджет на фонд оплаты труда отдела.  То есть, попали в мелкую контору, устроились туда, где не структурированы процессы маркетинга, где работа сваливается на голову маркетологов спонтанно – вынуждено будете "универсальными солдатами". 

Таким образом:
  • Горизонтальная карьера в определенной сфере – экспертный набор знаний и умений только в этой определенной сфере. 
  • Горизонтальная карьера в рыночном сегменте – понимание, знание специфики сегмента и умение применять полученные знания и опыт именно там.
  • Универсальный маркетинговый солдат – это ни плохо и не хорошо, это данность. 
  • Следствие 1. Да будь вы эксперт и хоть "семи пядей во лбу", но если весь ваш опыт приходится на сегмент b2b, то, с натяжкой, вы еще как-то можете быть востребованы на рынке корпоративных продаж, но практически никогда,  ваши экспертные знания b2b-маркетолога, не будут интересовать рынок FMCG. Увы, комплекс маркетинга (4P) не тот!
  • Следствие 2: Опыт "универсала" позволяет прыгать из одного смежного сегмента рынка - в дугой за изменяющейся рыночной коньюнктурой, но без экспертных знаний хоть в чем-либо, в компании с системным маркетингом и менеджментом, "универсальный солдат" все жизнь будет только разменной пехотой!

Вертикальная карьера

Вертикальная карьера – это карьера менеджера (управленца). Область профессиональной компетенции менеджера – это вовсе не знание методов маркетингового продвижения в b2b, "Экселя" или макетирования в "Адоб Иллюстратора", это знание людей и умение ими управлять. В отличии от горизонтальной, эта карьера строятся на принципах не только успешной конкурентоспособности, но и завоевания власти. Что же касается менеджеров, то умение добывать и удерживать власть является их основной профессиональной компетенцией. Правда, в обмен на власть, они получают и обязанность – обеспечивать работу специалиста: администрировать процессы, снимать припоны, обеспечивать их творчество и карьеру.

Менеджеры должны властвовать и над менеджерами более низкого порядка. Чем же должны конкурировать менеджеры? Знаниями и опытом. Только в этом случае, знания и опыт построения команд, обслуживания процессов,  умение предвидеть и подчинять – важнее, чем специальные знания в области маркетинга, социологии, творчества.

Кейсы

Понимаю, что примерами – всегда проще, поехали:
  1. Эксперт в торговом маркетинге корпоративных продаж сегмента "строительство и стройматериалы" никому не нужен в маркетинге FMCG.
  2. Эксперт в области мерчандайзинга FMCG, никому не нужен в том же сегмента в роли ивент-маркетолога.
  3. Умение и опыт разработки корпоративной полиграфии это ни о чем, если говорить о дизайне наружной рекламы.
  4. Опыт размещения маркетинговых подрядов среди сторонних исполнителей на фрилансе бесполезен, когда тоже самое нужно сделать самому и в кратчайшие сроки.
  5. Умение управлять людьми никак не поможет самостоятельно разработать макет флайера к завтрашнему утру.
  6. Специалисты по покупке ссылок, в связи с изменившимися отношениями к "говно-ссылкам" у поисковых систем, сейчас из "кожи вон лезут", доказывая, что они перформанс-маркетологи.
  7. Экспертами, в своем рыночном сегменте, писатели текстов не стали, вот и метут пургу про то, что они – "контент-маркетологи". А куда деваться, выживать-то нужно?!
Друзья, если вам нет еще и тридцати, срочно решите для себя – какая из видов карьер маркетолога вам ближе и не скачите от вакансии –  к вакансии в разных рыночных сегментах, в поисках интересной работы за хорошие деньги. Стройте карьеру!  




Количество показов: 840
  02.03.2017
  Ключевые слова: карьера, менеджмент, маркетинг, маркетолог, специалист, профессионал

Материалы по теме:

Блог "Заметки на полях"


Поделиться: