Маркетинговая политика

Маркетинговая политика — это свод законов, определяющий и оправдывающий основную идею бизнеса, цели бизнеса в отношении рынка, фиксирующий основные рамки рыночного поведения и определяющий стратегию маркетинга. 

Маркетинговая политика – это надстройка над всей рыночной деятельностью компании. Маркетинговая политика является частью общей политики бизнеса и  описывает только совокупность правил, взглядов и устремлений компании в отношении ее рыночной деятельности.  Политика фиксирует маркетинговый подход компании, когда "удовлетворение потребностей рынка" является основополагающим мерилом всей деятельности компании, – от принципов создания самого бизнеса, выбора вектора развития,  до создания продуктов и реализации товаров  и услуг. 

Цель маркетинговой политики  –  формирование  рыночного сознания владельцев, маркетологов, другого исполнительного менеджмента компании. 

Бизнес и экономика не создают ни философских, ни религиозных, ни нравственных, ни эстетических или политических идей. Идеи, нормы поведения, как и сами рыночные  отношения создают люди. Часто сиюминутная выгода, мысль, устремление, способны повлиять кардинальным образом на их устремления, привести к достижению как положительных, так и отрицательных – разрушительных результатов. Политика маркетинга фиксирует правила деятельности компаний, бизнесменов, менеджмента, в соответствии с существующими общественными, прежде всего экономическими устоями, условиями и общественными, в том числе, и рыночными законами.

С одной стороны политика маркетинга определяет рыночную деятельность. С другой, маркетинговая политика, являясь надстройкой, – вторична, зависима от базиса – стратегии бизнеса, стратегии маркетинга – от рыночных целей, которые ставит перед собой компания и от тех средств, которые она применяет для достижения целей. Политика маркетинга может как соответствовать базису – стратегии, так и опережать его или отставать от него, таким образом, стимулируя или тормозя маркетинговое развитие компании.

Отсутствие маркетинговой политики – причина блуждания компании от одной новой "идеи" до очередной, причина для неоправданных расходов, паразитирования или пожирания одних бизнес-направлений другими, отсутствия внятного и понимаемого рынком  позиционирования.

Задачи маркетинговой политики:

  1. Фиксация нравственных, этических, филосовских воззрений, взглядов на роль компании для рынка;
  2. Определение правил, устанавливающих основные рамки рыночной деятельности в отношении: персонала, товаров, мест продаж, продвижения (комплекса маркетинга "4P");
  3. Фиксация основных принципов поведения по отношению к участникам рынка: торговым партнерам, производственным партнерам, конкурентам, покупателям и потребителям.

Основными элементами политики маркетинга любой компании являются: 

  1. Товарная политика – политика компании в отношении создания, вывода с рынка и замещения товаров и услуг; 
  2. Ценовая политика – политика компании в отношении цен на товары, фиксирующая взгляды на общее ценовое позиционирование, деятельность компании в рыночных ценовых нишах, практику ценообразования;
  3. Торговая политика – определение систем товародвижения и сбыта продукции, одна из важнейших составляющих маркетинговой политики, включающая правила, в отношении каналов товародвижения, товарораспределения, правила в отношении мест продаж;
  4. Политика продвижения – политика компании в отношении продвижения товаров и услуг, определяющая и фиксирующая правила продвижения продукции / услуг компании на рынке (ATL и BTL).


Поделиться: