Коллаборация

Коллаборация (сотрудничество) — процесс совместной работы двух и более людей или компаний, осуществляемый в рамках какой-либо общей для них или смежной деятельности.

Цель коллаборации – не просто взаимовыгодное сотрудничество, а сложение усилий, ресурсов и компетенций в ожидании синергетического эффекта, наблюдаемого от совместной деятельности.

Задачи коллаборации:

  • синергия результата;
  • оптимизация или сокращение затрат;
  • увеличение ресурсов сложением при их нехватке; 
  • компенсация той или иной слабости каждого из партнеров за счет силы в этом другого партнера.

Условия маркетинговой коллаборации

  • понимание собственных перспектив и выгод от коллаборации;
  • как правило, общая целевая аудитория предметов маркетинга коллаборантов; 
  • сложение ресурсов, в той или иной форме и мере;
  • компенсация недостающих ресурсов, за счет ресурсов партнера.
Виды коллаборации по длительности партнерских отношений:
  • временная коллаборация;
  • постоянная коллаборация;
  • ситуационная коллаборация – возникающая, в зависимости от рыночной ситуации (например: сезонная коллаборация).
Виды коллаборации по роли партнеров в сотрудничестве:

  • вертикальная коллаборация – партнеры выстраиваются в единую цепочку создания рыночной ценности, в конце которой – общий рыночный продукт (пример: поставщики сырье,  производитель и продавцы формируют вертикальную коллаборацию);
  • горизонтальная коллаборация – партнеры, учитывая интересы друг-друга, устанавливают единые цели, формулируют задачи и применяют общие методы и единые правила коллаборации (например: партнерское разделение сфер влияния и взаимопомощь);
  • функциональная коллаборация – перепоручение (уступка) части функций партнеру, при сохранении основных функций за собой (например: отношения агента и принципала);
  • переходная коллаборация – временное сотрудничество, в итоге, приводящие партнеров к иной форме сотрудничества (например: уступка функций на переходный период при поглошении одним партнером другого).
  • проектная коллаборация – временное объединение задач партнеров и разделение функций между партнерами, осуществляемые в рамках проекта;
  • брендинговая коллаборация – партнеры объединяют усилия, совместно создают бренд и структуру управления брендом; вся совместная деятельность партнеров ведется только в рамках бренда (пример: «собственная торговая марка» (СТМ) принадлежит одному из партнеров или отдельном юридическому лицу, учрежденному партнерам, но продукты, продаваемые под этой маркой, производятся каждым из партнеров отдельно).

Виды маркетинговой коллаборации по форме сотрудничества. С точки зрения маркетинга, коллаборация принимает один из перечисленных видов:

  • перекрестный промоушен – взаимное, не противоречащие коммуникативной стратегии коллаборантов, популяризация их предметов маркетинга;
  • перекрестный маркетинг – коррекция комплекса маркетинга партнеров, под совместную деятельность – глубокое маркетинговое сотрудничество;
  • вертикальный маркетинг – см. вертикальная коллаборация;
  • функциональный маркетинг – передача части организационных и маркетинговых функций в ведение партнера (например: аутсорсинг отдельных функций маркетинга);
  • венчурный маркетинг – совместный маркетинг инновационной деятельности (например: коллаборация по разработке, тестовому маркетингу и выводу партнерами на рынок инновационного продукта);
  • тестовый маркетинг – коллаборация между партнерами заинтересованными в изучении реакции рынка на их совместную или ведущуюся самостоятельно рыночную деятельности, в отношении товаров-новинок, новых форм и методов маркетинга (например: совместная маркетинговая программа производителя и розничного продавца по изучению реакции рынка на производимый товар проводимое в точках продаж).


Ссылка для цитирования:

«Коллаборация» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_k/kollaboratsiya/
  249 просмотров

Материалы по теме:


Поделиться: