Развитие маркетинга (школы маркетинговой мысли)
Развитие маркетинговой мысли можно разделить на четыре периода:
- До академическая маркетинговая мысль до 1900 года;
- Традиционные подходы к маркетинговой мысли, начиная с 1900 по 1955 год;
- «Смена парадигмы», основанная на работе Олдерсона, с 1955 по 1975 год;
- Расширение парадигмы, в основном следуя за Котлером
- Сочинения, примерно с 1975 по наше время.
До академического изучения маркетинга различные мыслители, восходящие к древнегреческим философам-сократовам, Платону и Аристотелю, обсуждали вопросы макромаркетинга. В средние века, от святого Августа из Гиппона до св. Фомы Аквинского, писали о проблемах микромаркетинга – как люди могли практиковать маркетинг этично и без греха.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что маркетинг как академическая дисциплина возник как отрасль прикладной экономики. В то время различные школы предлагали взглянуть на экономику с позиции рыночных подходов, особенно классические и неоклассические школы (Bartels, 1988), а также немецкие исторические и американские институциональные школы (Jones and Monieson, 1990).
В дополнение к экономической дисциплине, менеджмент, в начале 20-го века также развивался как родственная дисциплина. «Научный менеджмент», впервые разработанный Taylor (1903, 1911) и Gilbreth (1911), изучал производственные задачи и затраты, время и движение, чтобы повысить эффективность работы на заводе. Значительные улучшения в заводской системе управления привели к массовому производству, что, в свою очередь, привело к необходимости понимания массового распределения для массового потребления услуг.
Во втором периоде сложились традиционные подходы к пониманию маркетинговой мысли. На рубеже 20-го века бизнес был «шумным» и активным. Увеличилась миграция в города, появились крупные компании и национальные бренды, сетевые магазины и бесплатная доставка в сельской местности, а также рост рекламы в газетах и журналах. Завершение строительства трансконтинентальной железной дороги в США привело к тому, что коммуникации дотянулись даже до небольших городов, а в крупных городах развивался общественный транспорт, а все большее количество легковых и грузовых автомобилей перемещалось по постоянно расширяющимся дорогам. Эти события обеспечили связь фермеров с городскими потребителями через нарождающуюся систему посредников; и связали производителей с оптовыми торговцами, а оптовых торговцев – с розничными торговцами гигантских универмагов, чтобы в конечном итоге охватить всех потребителей.
Настало время подумать об улучшении рыночного распределения. В конце 19-го, начале 20 века возникли академические школы бизнеса и первые курсы по маркетингу в американских университетах. Чтобы выделить маркетинг в отдельный предмет, ученые-первопроходцы разработали первые три подхода к научному изучению явлений маркетинга:
- Выделить функции маркетинга;
- Классифицировать товары;
- Классификация субъектов маркетинга.
На смену парадигмы также повлияли отчеты Фонда Форда и Фонда Карнеги от 1959 года, недвусмысленно призывающие повысить значимость бизнес-образования. Однако наиболее важной причиной смены парадигмы в академической мысли было мышление Wroe Alderson (Роу Олдерсона). Основываясь на его многочисленных статьях и презентациях, семинарах по теории маркетинга, информационных бюллетенях и двух книгах (от 1957, от 1965), смена парадигмы привела к формулированию современных подходов к маркетингу, в том числе:
- управление маркетингом;
- маркетинговые системы;
- поведение потребителя;
- макромаркетинг;
- и обмен.
- управление маркетингом;
- обмен;
- поведение потребителей.
4 987 просмотров
08.01.2020