Что же такое BSC?
Что же такое система сбалансированных показателей? BSC отражает как финансовые, так и нефинансовые элементы стратегии организации, отслеживает причинно - следственные взаимосвязи в бизнесе, обеспечивает увязку стратегических целей компании с перационной деятельностью и контролем исполнения.
15.03.2012
Качественные стратегии и не качественная их реализация
Маркетинг сегодня работает условиях самой высокой конкуренции на рынках за всю историю и эта конкуренция все более учесточается. Быстрое копирование бизнес-моделей, маркетинговых инструментов позиционирования, дифференциации, продвижения ведет к тому, что в то время как маркетинговые инструменты становятся эффективнее, конкуренция не уменьшается и прибыльность компаний не увеличивается, а в некоторых сегментах стремительно падает. Условия, в которых сегодня работают маркетологи и сами компании, коренным образом отличаются от тех, что существовали ещё десяток лет назад.
Основными конкурентными преимуществами сегодня становятся грамотное стратегическое управление, эффективность бизнес - процессов, нематериальный капитал компании, воплощенный в знаниях и квалификации сотрудников, способность компании удерживать клиентов и привлекать новых, корпоративная культура, поощряющая инновации и организационные улучшения. Первостепенное значение приобретают способности компании адекватно реагировать на изменения (реактивные способности), прогнозировать изменения и работать на опережение (проактивные способности).
Растущую роль стратегического управления, необходимость определения стратегических маркетинговых целей, миссии и концепции развития сегодня признают все компании, стремящиеся сохранить и укрепить свои позиции на рынке. Однако формализация целей – это только начало пути. Необходимо донести ценностно - целевые установки до сотрудников, и что самое важное, успешно их реализовать. Согласно исследованиям, легшим в основу методики Balanced Scorecard, причиной того, что стратегия не принесла желаемых результатов, в большинстве случаев бывает не качество самих стратегий, а качество их реализации. Что же характерно для модели "не качественной" реализации стратегии?
- Сегодня управление компанией только с помощью финансовых показателей, расчитанных под начало года обречено на анализ причин недоступности этих показателей под конец года. Конечно, важно знать с чего мы начали и к чему пришли. Но знание того, что нас ждет за новым поворотом, в эпоху перемен, важно для будущего успеха и оценки перспектив компании. Как оценить эти перспективы?
- Часто руководители, меняя бизнес-стратегию, сталкиваются с тем, что сотрудники по инерции продолжают свою деятельность, ничего в ней не меняя. Как донести целевые установки до сотрудников и добиться того, чтобы подчинённые умели менять свои приоритеты в соответствии с первоочередными задачами компании? Как
определить, соответствуют ли их действия глобальным целям компании? Как оценить вклад каждого сотрудника в реализацию стратегических целей? - Отчеты, производимые внутри компаний, изобилуют данными и у руководства, как правило, нет времени на поиск в них нужной для принятия решения информации. Достаточно было бы ограничиться набором нескольких ключевых показателей, которые должны охватить все аспекты деятельности компании. Можно ли, и как определить эти показатели?
Перечисленные проблемы призвана решить система сбалансированных показателей - Balanced Scorecard.
Что же такое BSC?
Balanced Scorecard (BSC) может быть представлена как «стратегическая карта показателей деятельности» компании.
- отражает как финансовые, так и нефинансовые элементы стратегии организации,
- отслеживает причинно - следственные взаимосвязи в бизнесе,
- обеспечивает увязку стратегических целей компании с перационной деятельностью и контролем исполнения.
Помимо вошедшей в маркетинговую практику аббревиатуры Balanced Scorecard (BSC) существует и ССП - прямой перевод термина «Система сбалансированных показателей»
В основе BSС лежат два ключевых постулата:
- хорошо организованная реализация стратегии имеет более высокое значение, чем качество самой - стратегии;
- использование в управлении только финансовых показателей не позволяет успешно максимизировать стоимость компании вдолгосрочном периоде.
Основные положения BSC
Положения BSC направлены на реализацию стратегии, разработанной на предприятии; методология BSC не касается выработки стратегии и не предъявляет к ней никаких специфичных требований - ни к методам, ни к содержательной стороне. Основное назначение системы заключается в усилении стратегии бизнеса, её формализации, проведении и донесении до каждого сотрудника компании, обеспечении мониторинга и обратной связи с целью контроля реализации стратегии и принятия корректирующих действий.
Balanced Scorecard – это система стратегического управления организацией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору показателей, подобранному таким образом, чтобы учесть все существенные с точки зрения стратегии аспекты деятельности.
Система BSC транслирует миссию и общую стратегию организации в систему чётко формулируемых целей и задач, а также взаимосвязанных монетарных и немонетарных показателей, определяющих степень достижения данных установок в рамках четырёх основных проекций: «Финансы», «Клиенты (Маркетинг)», «Внутренние бизнес-процессы», «Обучение и рост». BSС устанавливает причинно-следственные связи всех показателей в системе между собой и со стратегическими задачами компании, связь результирующих показателей с определяющими факторами и связь всех показателей с финансовыми результатами.
В основе подхода BSC лежит декомпозиция видения (vision), миссии (mission) и общей стратегии компании в набор стратегий (Strategies) в перспективах «Финансы», «Клиенты», «Внутренние процессы», «Обучение и рост». Для каждой стратегии определяются стратегические цели (Objectives). Между индивидуальными целями устанавливаются причинноследственные взаимосвязи. Полный набор целей отображает стратегию компании.
Для каждой цели определяется набор мероприятий (инициатив - Initiatives), показатели, отражающие степень реализации цели и их целевые значения. В качестве показателей обычно используются «Ключевые показатели результативности» (Key Performance Indicators – KPI). В зависимости от того, к какой из перспектив (финансы, клиенты, процессы, обучение и рост) относятся KPI, они могут быть представлены в финансовом выражении, в процентах, баллах и т.д. Стратегия, стратегические цели, KPI и инициативы образуют карту стратегии по определённой перспективе.
Таким образом, общая стратегия компании транслируется в систему стратегических карт. Стратегическая карта помогает сотрудникам понять логику стратегии, взаимосвязи между различными целями компании. Стратегические карты обеспечивают точное понимание сотрудниками того, как их индивидуальные задачи, проекты и результаты содействуют достижению общих целей и стратегии, а в конечном итоге – успеху всей организации.
(таблица шире окна мобильного, используйте прокрутку)
Перспектива | Цель | Показатель | Значение | Инициатива |
Клиенты | Увеличить число довольных клиентов | Доля повторно обращающихся за услугами клиентов | Не менее 20% | Изменить маркетинговую и целевую политику |
Увеличить объем продаж программного обеспечения | Объем продаж | 150 млн.т. | Увеличить объем рекламы, повысить эффективность маркетинговых мероприятий | |
Увеличить долю рынка в сегменте "Тогровые предприятия" | Число клиентов-торговых компаний по отношению к общему числу торговых компаний на рынке | Не менее 10% | Увеличить объем продаж специализированного ПО для торговых компаний | |
Продавать больше продукции через дилерскую сеть | Доля продаж через дилеров | 30% | Провести компанию по привлечению дилеров |