О парадоксах в маркетинге
Проблема – это негативно окрашенная задача. А что такое маркетинговый парадокс?
24.04.2016
Говорят, что проблема – это негативно окрашенная задача. Говорят, что задачу решают, а проблему обсуждают. Действительно, если посмотреть определение слова "проблема", то получится: проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.
Давайте и мы с вами чуть-чуть пообсуждаем... Отсутствие продаж – это проблема или задача? Задача – ответят оптимисты. А если спрошу иначе: отсутствие продаж при значительных затратах на рекламу и маркетинг это проблема или задача? Трудно сказать. Смотря сколько денег требуется на промоушн и рекламу и сколько реально выделяют, смотря каковы маркетинговые параметры объекта маркетинга и насколько они не соответствуют требованиям рынка. И так далее... Ага! Значит отсутствие продаж это проблема?
И все же, проблема не так страшна. Проблема, с точки зрения маркетинга, дело классное и мотивирующе-прекрасное, поскольку "сделать усилия по сбыту не нужными" можно только тогда, когда проблема выявлена и обнажена. Отсутствие же выявленных проблем настораживает и делает маркетинг не нужным.
Но вот то, что меня на самом деле демотивирует и то, что просто сводит с ума большинство коллег (судя по постам на форуме и вопросам "в личку") – это маркетинговые парадоксы. Парадокс, в отличии от проблемы – полная хрень, которая генерируется, испирируется, а затем вываливается на голову бедным маркетологам с требованием "срочно разобраться и решить"!
Парадокс – это ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения и решения. Хотите приведу некоторые маркетинговые парадоксы, от которых волосы дыбом?
Примеры маркетинговых парадоксов:
- Распродажа брака со склада. Брак надо уничтожать (утилизировать). Если у вас брак сукаплановый, то закладывайте расходы на брак в себестоимость товара и не убивайте мозг маркетологам и не пудрите сознание рынку вначале популяризацией марки и "построением сильного бренда", а затем – распродажей некачественного товара под этим брендом;
- Нанять маркетолога на 30тыс. р., и тут же выделить и доверить ему на его направление бюджет в 10 млн. Господа владельцы, вы на самом деле против откатов, да? Вы уверены?
- Владельцу нарисовать логотип на салфетке, и предложить дизайнеру что-то с ним сделать, но его не менять;
- Назначить дилерскую скидку в 1% и даже не посчитать экономику дилера по обслуживанию сделок с вашим товаром и расходов на его промотирование.
- А во-во... Придти к дилеру, сидящему на ТОПовом бренде и имеющему бонусы и накопительную систему от конкурента и предложить ему заменить этот товар на ноу-найм, в обмен на 2% скидки (даже на любую цифру скидки).
- Нанять 20 менеджеров по продажам, платить им порядка 2х млн. в месяц, а маркетинговый бюджет иметь 100 тыс. Скажите, если картошку на поле выйдут копать 100 человек, но вы ее туда не сажали, то какой урожай вы планируете снять сотней копателей?
- На отраслевую выставку потратить до половины годового маркетингового бюджета компании. Половину сразу, а остальное выдавать порциями, при условии, что есть продажи, весь оставшийся год.
- Заказать интернет-сайт, но экономить на его продвижении.
- Силами "узкого круга приближённых" придумать, произвести и сложить на складе товар и только после этого нанять маркетолога, что бы он попытался его как-то теперь продать.
- Стратегическую аналитику по отрасли спрашивать с девочки менеджера, просто от-того, что у нее диплом маркетолога, а на предложение купить исследование РБК ответить: "не, дорого!"
- При снижении валовой выручки, поднять отпускную цену, тем самым, делая попытку компенсировать недополученную валовую прибыль.
- В период кризиса сократить расходы на канцелярку, командировочные и на маркетинг пропорционально.
Ну вы понимаете, что я так могу долго... А уж насколько долгим будет перечисление, если каждый из вас добавит хотя бы по одному парадоксу из своей маркетинговой практики...
Вот это парадоксы маркетинга! Эти ситуации в жизни повторяются сплошь и рядом. Решения парадокс не имеет, попытка участия в разрешении парадокса губительна для маркетолога – ЗП, известности, опыта не прибавляется, но при этом разрушается сознание, угасает вера в справедливость и ум человеческий. Коллеги, бегите от парадоксов и тех, кто их множит!
Друзья, тем не менее, неожиданная мотивирующая концовка: теперь вы понимаете, что ваши текущие маркетинговые проблемы – это просто задачи!
Удачи вам, чессс слово!