Маркетолог в компании. Технология выживания.
Сегодня модно заниматься маркетингом. Точнее так: модно говорить о своей сопричастности к маркетингу. Руководитель компании хвалится новой игрушкой - разработанной лично им торговой маркой, и без которой, и до которой он все равно продавал и будет продавать свои штакетник, плитку или косметику для мальчиков. Маркетолог - хвалиться своей сопричастностью к марке, которая была до него и будет после него. В общем, всякая уважающая себя фигня фирма имеет отдел маркетинга. Самые экономные "заводят" одного маркетолога, который занят так называемым "маркетингом" дни и ночи к собственному самоудовлетворению и за деньги хозяина.
14.11.2012
А чем же на практике должен заниматься настоящий маркетолог? Как-то забылось, что маркетологи должны изучать потребителя и предлагать решения по адаптации товара (услуги) к нуждам потребителей, чтобы он лучше соответствовал потребительским ожиданиям и, конечно же, продвижением продукта ближе к потребилелю, настолько близко, наколько маркетолог сможет подобраться к карману клиента. Над самими продуктом (упаковкой, маркировкой, маркой) работают уже технико-маркетинговые конструкторы. Самые "продвинутые" маркетологи из кожи вон лезут в желании заниматься рекламой. Маркетолог занимающийся рекламой вряд-ли сможет заняться продвижением, поскольку клиент для него сжался , трансформировался в зрителя. Именно в зритея, читателя, "пожирателя" рекламых стикеров превратился для него клиент.
Вряд-ли сможет он заняться продвижением, да и вряд-ли захочет, поскольку рекламный стул - мягкий, а подсчет GRP - безопаснее, чем доказательство эффективности мероприятий торгового маркетинга. Еще проще заниматься рестайлингом логотипа, рисованием бренд-буков... точнее, идентити-гайдов. Гайд - проще и этот маркетинг-менеджмент легче продать за зарплату.
Ситуация, когда хозяин нанимает маркетолога и загружает его тем, чем он сам понимает - разработкой табличек, рекламой, упаковкой - типична до безобразия. Жизнь такого маркетолога - ровная и, за счет бонусов от исполнителей работ - финансово обеспечена. Правда, тупая!!!! Гораздо сложнее приходится маркетологу, когда работодатель ждет от него: роста присутствия на рынке, продаж, лидерства, креативных решений в той же рекламе, уверенности в своей финансовой обеспеченности, наконец!
Что же хочет от маркетолога хозяин? Понимаемый объем продаж,
Что может маркетолог? Сохранение доли рынка, узнаваемость торговой марки, оптимизация стоимости контакта с ЦА, сбор и анализ информации для прогнозирования и т.п. Все остальное - за деньги и за очччччччччччччччччень большие деньги.
Теперь более-менее понятно, что маркетинг для хозяина - это постоянный пожиратель средств и "рисование листовок". Ничего трагичного! И даже более того, если понятна болезнь, то, как говорят врачи, - это уже половина лечения: хозяин и маркетолог начинают понимать, что маркетинг - это не просто то, о чем все пишут.
Итак, вывод: если Вам не повезло, и хозаин хочет от Вас не того, чему Вас учили, то нужно договариваться: о деньгах на маркетинг, о роли маркетолога. Не договоритесь - не выживете!
Но для выживания осознайте следующее:
В заметке "Жизненные стадии организации" я писал о том, что функционирование организации по шкале времени подчинино некому жизненному циклу. Маркетинг в компании, как и сама компания претерпевает процессуальность развития и стадийность. Разберем какие стадии развития проходит маркетинг в ккомпании и о чем нужно договариваться с хозяином на каждом из этапов развития маркетинга.
1 ЭТАП. Тусовочный маркетинг. Случай, ситуация и этап, когда "маркетинг нужен", потому что о том, что он нужен пишут и говорят, но никто особенно не понимает, для чего он нужен именно в этой компании.
Что понимают хозяин и маркетолог: у нас есть маркетинг, я занимаюсь маркетингом.
Задачи маркетолога для выживания: Выжить. Дать хозяину четкий план своей работы и его отработать.
Итоги этапа: потусовались и : либо разошлись, либо совместно поняли, что план работы маркетолога и план работы компании - разные планы.
2 ЭТАП. Маркетинг - это реклама. Этап развития понимания маркетинга, когда нащупывается понимание того, что "рисовать чего-то" за компьютером не совсем деятельность для клиента и рынка.
Что понимают хозяин и маркетолог: формулируется общий для обоих вывод о том, что "делание" рекламы - есть основной менеджмент маркетолога, а реклама - это и есть маркетинг.
Что понимает хозяин: сколько не дай денег - лучше не становится.
Что понимает маркетолог: хозяин
Задачи маркетолога для выживания: Разработать и предложить критерии оценки эффективности своей работы, а так же доказать непосредственное влияние этой работы на цели бизнеса хозяина. Ну вот по моим оценкам, до 70% маркетологов все еще доказывают что-то хозяевам.
3 ЭТАП. Цифровой маркетинг. Руководителю становится интересна роль рекламы в товарообороте, выраженная в цифрах, доля рынка, "портрет" клиентов, дела конкурентов. В компании укрепляется понимание того, что: "маркетинг – это информация".
Что понимает хозяин: трачу цифрами, получаю - обещаниями. Так не пойдет! Нарисуй табличку в экселе и сопоставь в ней хоть чего-то.
Что понимает маркетолог: без понимания рынка, дилерских опросов, эксель не нарисуешь.
Задачи маркетолога для выживания: Создать основу для сбора внутренней и рыночной информации. При этом, информация должна быть максимально недорогой, а собираться она должна перманентно.
!!!!! Да, чуть не забыл...: переход с первого и на последующие этапы развития маркетинга не отменяет работы, понимания предыдущих этапов. То есть, рисование экселек, не отменяет "маркетинг - это реклама" и доказательства влияния этой работы на цели бизнеса. Другими словами, переход на последующий этап развития маркетинга в компании только усложняет жизнь маркетолога. Впрочем, переход может и не случиться, тогда маркетолог садится на "вознаграждение" от контрагента и тихо умирает как специалист, но уже получает стабильный доход. Многие так и живут до "старости"... !!!!!
4 ЭТАП. Плановый маркетинг. Маркетинговая информация доступна, методы и каналы ее получения отработаны,
Что понимает хозяин: тратить на маркетинг - привык, есть первые результаты от этих трат. Пусть тараты будут плановые и бюджетируемые, но, желательно по остаточному принципу.
Что понимает маркетолог: Дали бы больше - было бы лучше. Но план - это спасение, теперь я могу ходить и требовать денег. Правда, бюджетирование - это плохо, приходится доказывать целесообразность и эффективность.
Задачи маркетолога для выживания: Быть плановым, полезным и, хоть и не хочеться, начинать "щупать" продажи.
5 ЭТАП. Торговый маркетинг. Ну вот, случилось неизбежное: работа маркетолога и завитит и влияет и строится от продаж.
Что понимает хозяин: Ну вот!!!! Вот это и есть маркетинг
Что понимает маркетолог: Попал! Никогда не думал, что бегать за дистрибьюцией, качественная и количественная дистрибьюция, мерчендайзинг, акции селз и трейд промоушена - это то, чем я буду заниматься всю оставшуюся жизнь.
Задачи маркетолога для выживания: см. предыдущую строчку со слова "заниматься"...
6 ЭТАП. Стратегический маркетинг. А вот не буду описывать этот этап... Дам волю фантазии новичкам, или приглашаю опытных коллег поделиться своим пониманием описания этого этапа. Итак, поехали...
Что понимает хозяин: ?
Что понимает маркетолог: ?
Задачи маркетолога для выживания: ?
Ну как, маркетологи, трудно быть Богом? :)