История маркетинга
1960 год Термин «4P»

В 1960 г. Э. Джером Маккарти в работе «Базовый маркетинг: управленческий подход», сформулировал классификацию, названную «4Р» и объединяющую четыре элемента (McCarthy 1960):

  • product, 
  • place, 
  • price, 
  • promotion. 
  • Ранее, в оригинальной трактовке «маркетинг-микс» было около 14 элементов. Компоненты включали планирование продукта, ценообразование, брендинг, каналы сбыта, персональные продажи, рекламу, продвижение по службе, упаковку, демонстрацию, обслуживание, физическую обработку, а также поиск и анализ фактов. Не все элементы комплекса маркетинга начинались с «Р».

    Определяя, что такое комплекс маркетинга Маккарти сгруппировал 14 элементов в 4 блока:

    Price
    (цена)
    Product
    (продукт, товар, услуга)
    Promotion
    (продвижение)
    Place
    (место продукта на рынке, сбыт)
  • Ценообразование с учетом
    различий каналов сбыта
    (розница, опт, дилерские сети)
  • Скидки
  • Бренд
  • Ассортимент
  • Характеристики
  • Качество
  • Упаковка (внешний вид)
  • Гарантия
  • Стратегия продвижения товара/услуги
  • Реклама
  • Акции (стимулирование)
  • Хранение и транспортировка
  • Каналы продаж
  • Привлечение посредников (в том числе личные продажи персонала)
  • Ранее, в 1953 году появилось понятие «маркетинг-микс» (Borden 1964). Автором концепции стал Нил Борден (См. событие в истории маркетинга)

    Позднее, в 80-е годы маркетологи Битнер и Бумс расширили модель и добавили постепенно еще 3 слова на букву «P» в уже описанную модель. Дополнительными факторами стали: People (люди), Process (процесс взаимодействия производителя и покупателя), Physical Evidence (физическая среда, внешнее окружение).

  • Borden, N. (1964). «The concept of the marketing mix», in G. Schwartz (ed.) «Science in Marketing», New York: Wiley 1964 Скачать
  • McCarthy E Jerome 1960. «Basic marketing a managerial approach». Homewood, Ill., R.D. Irwin, 1960. Скачать
  •   1960 год

    Материалы по теме:


    Поделиться: