История маркетинга
1960 год Термин «4P»
В 1960 г. Э. Джером Маккарти в работе «Базовый маркетинг: управленческий подход», сформулировал классификацию, названную «4Р» и объединяющую четыре элемента (McCarthy 1960):
product, place, price, promotion.
Ранее, в оригинальной трактовке «маркетинг-микс» было около 14 элементов. Компоненты включали планирование продукта, ценообразование, брендинг, каналы сбыта, персональные продажи, рекламу, продвижение по службе, упаковку, демонстрацию, обслуживание, физическую обработку, а также поиск и анализ фактов. Не все элементы комплекса маркетинга начинались с «Р».
Определяя, что такое комплекс маркетинга Маккарти сгруппировал 14 элементов в 4 блока:
Price (цена) |
Product (продукт, товар, услуга) |
Promotion (продвижение) |
Place (место продукта на рынке, сбыт) |
различий каналов сбыта (розница, опт, дилерские сети) |
|
|
|
Ранее, в 1953 году появилось понятие «маркетинг-микс» (Borden 1964). Автором концепции стал Нил Борден (См. событие в истории маркетинга)
Позднее, в 80-е годы маркетологи Битнер и Бумс расширили модель и добавили постепенно еще 3 слова на букву «P» в уже описанную модель. Дополнительными факторами стали: People (люди), Process (процесс взаимодействия производителя и покупателя), Physical Evidence (физическая среда, внешнее окружение).