Как увеличить продажи точки HoReCa [продажи кафе]?

Как увеличить оборот кафе в три раза за полгода? Под таким заголовком вышла статья Дмитрия Сомова на сайте журнала "МиллиaрдepЪ". Автор, один из руководителей не большого кафе, расположенного в одном из спальных районов города делится рейсом о вытаскивания кафе из глубокого кризиса, делится теми маркетинговыми приемами, которые позволили увеличить продажи. Как всякий практик, Дмитрий не делает анализ причин, которые позволили сделать именно эти маркетинговые мероприятия успешными. Ограничиваясь лишь перечислением автор лишь вскользь упоминает о том, что ничего особенного не сделали и, скорее всего, по его мнению, "успех кроется в деталях". О каких же деталях автор не упомянул и отчего предпринятое ранее не работало?

Заметку построю по логике: цитата автора и краткий анализ с моим комментарием, для того, чтобы читателям блога стало проще понять причину успеха.

Итак...
Первое время после моего прихода ситуация была довольно-таки печальная: 15 человек в день, месячная выручка – около 280 тысяч рублей.  ...  Надо сказать, что мы были не единственные неудачники: одно кафе, расположенное поблизости, не дожило до наших дней. 

Владелец кафе разместил рекламу в местной газете, потратив на публикации в общей сложности 15 тыс. рублей. Эффект от такой рекламы оказался нулевым, ни одного клиента. 

Также вблизи нашего кафе располагалась конечная автобусная остановка. На ней в течение недели стояли промоутеры, раздавая листовки с рекламой нашего заведения. Эффект оказался также нулевым: всего один покупатель! 
... 
Пробовали раскрутить нашу точку с помощью SMM (маркетинг в социальных сетях) – ноль эффекта. 



Ну что же, похоже владелец кафе испробовал все возможные способы привлечения клиентов, доступные для знания и понимания предпринимателя, не владеющего практикой маркетинга.  Сделано именно доступное для понимания. Но осталось не понятым вот что:  каковы же задачи маркетинга, применительно к кафе в этой ситуации?

1) Удержать текущих клиентов акциями и программами лояльности

2) Привлечь новых, на тот ассортимент услуг HoReCa, догорые традиционно  оказывало кафе - увеличить кол-во чеков. Сделать это можно было бы несколькими способами и (или) их сочетанием:

2.1) Увеличить число посадочных мест (летняя веранда, например). 

2.2) Сделать рекламу и промоушен 

2.3) Привлечь новые группы клиентов (скажем корпоративных клиентов и клиентов на корпоративы)


3) Увеличить средний чек со столика (акциями: "2 по цене одного", "счастливые часы", "сегодня день рождения"

4) Расширить ассортимент и выполнить, тем самым, п. 2 и 3

Посмотрим теперь что предпринял директор кафе и разберем "как по нотам" отчего это привело к успеху и поговорим о том, что еще можно было бы сделать. Вот какие шаги, по мнению директора кафе)  помогли привлечь посетителей и поднять оборот. 

1) Бизнес-ланчи и маркетинг


Самое очевидное решение, которое с таким трудом пришло в наши головы. Если смотреть поверхностно, то ресторану невыгодно кормить посетителей обедом за 200 рублей – так можно только «отбить» свои расходы на закупку продуктов и приготовление пищи. Поэтому мы поступили следующим образом: разбили бизнес-ланч на отдельные блюда. У нас был борщ за 39 рублей, горячее за 129 рублей и салат за 59 рублей. Чай стоил 19 рублей. Суть была в том, что мы повесили около кафе огромную вывеску «Борщ+чай=58 рублей». Эта вывеска привлекла много посетителей, которые помимо супа заказывали еще и салат с горячим, а на них мы уже могли заработать какую-то прибыль. 

Дело в том, что очевидное не всегда верное! Справедливо отметить, что бизнес-ланч с традиционным подходом обслуживания аудитории по рабочим дням в часы обеда действительно не приносит значительной прибыли. Выгода кафе в количестве занятых столиков -  в совокупной выручке! То есть, если бы не объявление-замануха в витрине "про 58 рублей за обед", то не получилось бы собрать валовую выручку. Когда будете продумывать идею бизнес-ланча всегда в голове держите не просто экономику блюда, а задачу привлечения большого числа клиентов и 100% заполнение столиков. 

Вторая составляющая успеха – это доступность. Столики на открытой веранде вполне принесут дополнительные посадочные места и вполне разумно-демократичны для бизнес-ленчей.

Третья составляющая успеха бизнес-ланчей - развод! 58 за ланч - это дешево и интересно клиенту. Но как только клиент сел за столик и открыл меню,  он вполне возможно наберет гораздо больше, особенно по акции.  Только никогда не применяйте развод "маленькими порциями" – заказавший полноценный ланч из 3х блюд, но получивший  минимум в тарелке, недовольный объемом, голодный клиент больше не придет. 

2) Допродажа или увеличиваем чек

Более того, всем официантам был отдан приказ предлагать к чаю мини-десерт за 49 рублей, который нам в закупке стоил 4 рубля. Вышло так, что, привлекая клиентов на одно, мы им продавали в довесок еще и другое и неплохо на этом жили. 

Это классический прием называемый "допродажа". Роль официанта тут огромна! Научите их сочетать блюда, рассказывать клиентам об акциях и бонусах. Только научите их коммуницировать: совет специалиста и продажа товара – делаются с разным выражением лица, интонацией и логикой; 

2) Большая работа для кухни.

Мы сделали бизнес-ланч очень продолжительным: с открытия (10:00) до 17:00. Плюс некоторые из дневных завсегдатаев приходили к нам выпить кофе с десертом и вечером, пополняя нашу кассу. 
Идея предложить ланч запоздавшему "офисному планктону" – хорошая идея, если: 

1. с 10 до 17 продавать бизнес-ланчи могут себе позволить те кафе, в которых кухня работает "головой". Согласитесь, что оптимизированный ассортимент ланчей противоречит основному меню, как в ингредиентах, так и в практике создания блюд. Если научиться из тех же основных продуктов и заготовок основного меню делать ланчи – все получится. 

2. Если клиентов в 17:00 на основное меню нет и столы простаивают. В противном случае, средний чек вашего кафе уйдет вниз к стоимости бизнес-ланча.

3) Место и время для шоу

Приглашенный ди-джей. Очень удачной оказалась затея с ночной работой кафе. Это было действительно круто, потому что теперь помещение использовалось практически без простоя. ...  Повесили вывеску около кафе и стали звать малоизвестных ди-джеев поиграть у нас ночью. Несмотря на то что доход от подобных «дискотек» не мог соперничать с клубными оборотами, мы «отбивали» зарплаты официантов и бармена и еще оставались в плюсе. Бонусом для нас стало то, что ди-джеи, как правило, приводили знакомых фотографов, а затем выкладывали фото в интернет, тем самым создавая рекламу нашему арт-кафе.
Ди-джей - это хорошо! Если он обеспечивает рост среднего чека, кол-ва чеков. Если средний чек с приходом ди-джея не растет, а часть клиентов уходят не получив столик, по причине того, что не заказывая, посетители танцуют, то нужно осознать, что кафе – это не дансинг с "рекой алкогольных коктейлей". Нужно внимательно следить вот за чем:
  1. сколько клиентов уходят по причине "слушающих, но не кушающих" (отсутствия столиков)? 
  2. на сколько с приходом ди-джея сократилось количество пустующих столов?
  3. вообще очень хорошо, когда ди-джей обладает практикой консумации, а не просто "винил крутит".
И для погружения в тему, почитайте "о маркетинге впечатлений", думаю, будет полезно.

4) Акции торгового маркетинга

Мы сделали акцию «Второй бокал пива в подарок»
...
Также очень хорошо себя зарекомендовал купон на две чашки бесплатного кофе (себестоимость — 5 рублей) при заказе десерта (стоящего 300 рублей). Результат – на каждые 40 тыс. рублей затрат мы стали получать 50 тыс. рублей чистой прибыли. Не так много, но зато клиенты о нас узнают. 
Бесспорно, два напитка по цене одного, и напиток  в бонус к ассортименту в меню позволяет увеличить продажи основного ассортимента. Главное четко понимать: какую цель применяя эту акцию вы преследуете: 

  1. Если цель увеличить средний чек – то нужно внимательно считать экономику дня. 
  2. Ели цель – рост числа чеков, в результате более частого посещения кафе постоянными клиентами, то должен быть рост числа повторных продаж. 
  3. Если цель – рост числа новых клиентов, то акция по их привлечению должна быть продумано до запуска этой акции и нужно четко понимать, что именно и как привлечет клиентов.

5) Корпоративные продажи

Обслуживание постояльцев соседнего автосервиса. В автосервисе не кормят, поэтому мы договорились установить там в фойе свою рекламу с меню и купонами на скидку. Тот, кто хоть раз сдавал свою машину в сервис, знает, как мучительно долго тянется время до окончания работ. Голодные автовладельцы скрашивали ожидание, обедая или ужиная у нас. 
...
Мы составили список организаций в радиусе до десяти минут ходьбы от нашего кафе. С руководителями этих организаций мы договорились, что будем бесплатно поить чаем и кофе их и их сотрудников, а также выплачивать комиссионные 5-10% с каждого заказа (кроме бизнес-ланчей) посетителей, пришедших от них. Для каждого партнера напечатали купоны на бесплатный кофе и бизнес-ланчи. Раздача этих купонов осуществляется на кассах торговых организаций. Итог – сейчас 10% всех посетителей нашего кафе приходят именно по купонам от партнеров.

Все разумно и правильно. Только пойдите дальше - пусть за обеды в кафе платит компания, а не ее сотрудники. Договоритесь не с "офисным планктоном", а с компаниями – получите: предоплату за месяц, занятые столики, оптимизация расходов. Как убедить владельца компании:

1. Время на обед уменьшается - люди больше тратят времени на работу

2. Вы даете скидку за предоплату. Если бы люди обедали и платили сами их расходу были бы больше. Когда компания платит за обеды, меньше людей просят до. бонусы к зарплате.

3. Услуга работодателя "Оплачиваемые обеды" повышает шансы нанять толковых сотрудников, а стоит не так дорого, по сравнению с затратами  на повышение ЗП "толковым". 

4. Пусть переговоры партнеров с клиентами проходят в уютной обстановке вашего кафе.

5. Бесплатный чай  - это повод купить сушки, булки, а кто-то из компании  может захотеть  и кофе.

6) Массовый маркетинг

Промоутеры на остановках. Да-да, мы запустили ту же самую промоакцию, которая ранее обернулась провалом.  Во-первых, промоутерам стали платить не фиксированную ставку, а бонус с посетителя. Во-вторых, поменяли сам купон. Теперь это стала не рекламная листовка, а приглашение на бизнес-ланч.

На лицо комплексная работа по переоценке: значения раздаточного материала и значение самого промоутера. У всех, у кого промоушн не получается – ищите проблемы:

1. Либо с качеством коммуникации - не то пишите, рисуете

2. Либо с количеством контактов - не там стоят промоутеры, не в то время или вообще не стоят а "линяют" сразу же после ухода контролера.

7) Маркетинг в социальных сетях

Еще один метод, который мы решились реанимировать. Теперь мы давали не абстрактную рекламу, а купон на бесплатный кофе (аналогичный тому, который раздавали промоутеры) при наличии репоста в социальной сети. 

1. Предложение действительно должно содержать четко понимаемую выгоду, оформленную одной строкой – это действует на подписчиков «пабликов» как магнит. Например: «Два кофе бесплатно!» или «Наш повар, отмеченный звездой Michelin, создал новый десерт». 

2. Социальные площадки района, города, компаний, что имеют офисы вокруг – это не совсем про фейсбук или вконтакте. Согласитесь, что жителям Воронежа незачем знать о вашем кафе в Тамбове. Это называется географический таргетинг.

3. Социальная страница вашего кафе должна стать местом рассказа о акции, действующей сегодня.

На самом деле есть еще несколько методов и способов увеличения оборота, но и этих вполне достаточно, чтобы увеличить выручку в три раза за полгода. Например,  разместиться на купонных сайтах, начать активно работать с постоянными клиентами. Не бойтесь экспериментировать (если бюджет на маркетинговые эксперименты, конечно, есть). Ибо маркетинговых инструментов очень много, и вы никогда не знаете, какой из них лучше всего подойдет вашему клиенту.

 
 

Количество показов: 23584
  09.08.2015
  Ключевые слова: horeca, акция, кафе, клиент, маркетинг, посетитель, продажи, промоушн

Материалы по теме:

Блог "Заметки на полях"


Поделиться: