Предиктивная аналитика?

О предиктивности прогнозов на основе анализа данных и о существовании самого понятия "предиктивная аналитика"

14.01.2019

Коллеги, сегодня о предиктивой аналитике. :D Яндекс WordStat говорит о том, что это понятие интересует коллег более 800 раз в месяц, поэтому, позвольте пару слов этой самой аналитике, тем более, что есть вот такой вопрос коллеги:



И ответ по пунктам разбор словосочетания, понятия и проблем аналитики и предсказания в маркетинге:

  1. Предиктивный – это от слова predictive (предсказуемый, прогностический, прогнозный). Предсказуемость (прогнозируемость) – характеристика деятельности, направленной в будущее(!): прогноз, предсказание.

  2. Аналитика – это всегда ретроспектива, то есть взгляд в прошлое (!) и попытка провести мониторинг, систематизировать собранное, разобраться и подтвердить высказанное предположение в отношении причин и следствий случившегося. Аналитика позволяет сделать план на ближайшую обозримую перспективу, но не ставит своей целью подтвердить из прошлого предположение в отношении перспективного и прогнозирование некоего события в будущем. За это отвечают прогнозы.

  3. Очень точно о несоответствии планирования и прогнозирования отмечал Генри Минтцберг профессор управления в Университете Макгилла (Монреаль).
    • Планирование всегда имеет отношение к анализу – к разделении цели или комплекса намерений на стадии, формализации этих стадий таким образом, чтобы их можно было выполнять почти автоматически и к формулированию ожидаемых последствий или результатов каждой стадии…
    • Стратегическое мышление, напротив, имеет отношение к синтезу. Оно сопряжено с интуицией и созидательностью. Итогом стратегического мышления является интегрированное видение будущего предприятия и не слишком точно выраженное направление движения.


  4. На основе анализа прошлого делать прогноз в отношении будущего – это называется Прогнозирование. На качество прогноза влияют:
    • прогнозная модель;
    • достоверность данных из прошлого;
    • полнота этих данных.


  5. Проблемы с прогнозами, а также то, что происходит при отсутствии качественной прогнозной модели – это описано вот здесь по ссылке.

  6. Часто слышу в подтверждение «разумности» этого термина следующее: если в данных аналитики пробел – отсутствие данных, то предиктивная аналитика позволяет прогностическими математическими или экспертными методами заполнить этот пробел. Ок. Кейс…
    У нас есть статистика по продажам за прошедший год помесячно. Кроме одного месяца... Ну не получили, по тем или иным, не понятным нам причинам цифру статистики продаж. Тем не менее, анализ цифр провести нужно, поэтому «аналитик» проводит анализ ряда и математическими методами выводит цифру предположительного значения продаж в этом месяце.
    Ну как? Ничего не смущает? Все так делают? Замечательно! Вот только в этот месяц завод встал на профилактику и прекратил выпуск продукции. Вот так «предикативно», манипулируя цифрами, подобные «специалисты» запросто могут ввести в заблуждение и отдельную компанию и целую отрасль, когда подобным образом выводят показатели в обзоре рынка. Нужно очень четко понимать, что анализ цифр и маркетинговый прогноз – это разные вещи и не все методы математического анализа применимы к анализу процессов, проистекаемых в обществе, а тем более, в будущем.


  7. Обобщить проиллюстрированное хотел бы еще одной мыслью профессора Минтцберга: «Стратегическое планирование страдает от софизмов».
    • Во-первых, специалисты в данной области исходят из предположения, что мир останется неизменным в течение многих месяцев, которые понадобятся им для разработки плана,
    • А затем, пока этот план будут реализовывать, станет развиваться в строгом соответствии с ним.


    Но это ошибка, говорит Минтцберг, мир далеко не так послушен прорицаниям специалистов по стратегическому планированию.

  8. Таким образом «предиктивая аналитика» – это словосочетание чушь собачья, а само занятие этим оспорено еще в конце прошлого века. Все процитированное с упоминанием Митцберга изложено в его работе «The Rise and Fall of Strategic Planning», опубликованной в 1994 году и ставшей своего рода некрологом этой деятельности.

  9. Еще можно было бы сказать «предиктивный маркетинг» – в том смысле, что действия маркетолога направлены только(!) на лучшее удовлетворение потребителя, которое, как следствие, обязательно (вероятностно больше 50%) должно привести к росту числа клиентов, числа сделок, росту выручки и прочим экономическим и не экономическим выгодам.

  10. Не читайте интернет. :) Во всяком случае, тот, который вы читаете. Эти малообразованные упыри сами себя путают и людей вводят в блуд.

К сказанному о предиктивности аналитики :) для погружения в тему, хотел бы привести еще один первоисточник: Нассим Талеб «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» издательства «Азбука», ISBN: 978-5-389-09894-7



Его пример с рождением черного лебедя у пары белых – уже хрестоматийный разнос самого понятия "анализ" любых плохо контролируемых событий, их последствий, параметров и величин.
  2.78K просмотров

Блог


Поделиться: