Просьюмер

Проосьюмер — продвинутый потребитель, человек, принимающий активное участие в жизни, производстве и последующей рыночной судьбе предметов маркетинга, потребляемых им самим.

Просьюмер – генератор и режиссер процесса производства, носитель важного для производителя экспертного мнения, поскольку считается не просто специалистом в области предмета маркетинга, но и является активным его потребителем.

Термин образован образован слиянием двух английских слов «producer» + «consumer» потребитель - продюссер, генератор экспертизы. Распространен и вариант «professional consumer» — профессиональный потребитель, что не совсем точно отражает суть явления. 

В маркетинге просьюмеры – это активные в своем потребительском поведении люди («proactive consumers»). В отличие от тех потребителей, кто просто потребляет и пассивно наблюдает за диктатом производителя рынку, просьюмеры — это активные потребители, способные самостоятельно улучшать предметы маркетинга, стремящиеся соучаствовать в процессе их улучшения и обращающие внимания производителя на недостатки и особенности потребления производимого, требующие исправления и учета их мнения при производстве последующих версий производимого.

Что отличает просьюмеров от потребителей:

Просьюмеры – участники новой экономики и современного маркетингового процесса («Маркетинг 3,0» Ф. Котлер), при которых исторически сложившийся разрыв между производителем и потребителем стирается. Просьюмер, как объект для изучения потребности и коммуникации производителя с рынком, приходит на смену покупателю-консьюмеру, доверяющему рекламе, продавцам и почитателю мировых брендов. 

Просьюмеры часто выбирает товары и услуги, исходя из желания участвовать в их совершенствовании, в творчестве, в действиях самовыражения и саморазвития. Просьюмер зачастую приобретает предметы маркетинга не только с целью их потребления. Процесс потребления включает еще процесс исследования – сбора и анализа данных в результате потребления. Результатом потребления может быть не только улучшение качества жизни или закрытие материальной потребности, но, в том числе, самооразвитие и вклад в общее знание.

Что характеризует просьюмера:

  • Высокая информационная осведомленность, продвинутось в отношении новинок на потребительском рынке;
  • Самостоятельность суждений – от ее наличия зависит практическая материализация идей и догадок;
  • Дивергентное (гибкое) мышление – способность видеть предмет маркетинга в различных, порою неожиданных аспектах, способность видеть его в различных ситуациях;
  • Наличие формальной логики – умение строить взаимосвязи, разрешать парадоксы служат побудительными мотивами творчества
  • Самообучаемость – просьюмеры сами, зачастую без участия экспертов продавца, изучают предмет потребления, сферу его потребления: типичные и не типичные методы и способы потребления и связанные с этим свойства и особенности потребления, потребительские достоинства; 
  • Способность к объективной оценке – потребители могут сами сравнить характеристики аналогов, без подсказок экспертов;
  • Умение выступать и умение писать, умение находить и держать контакт с профессиональным и потребительским сообществом в равной мере.
Типология просьюмеров. Различают три категории «профессилнальных» потребителей:

  • «Гуру» – примерно 1% от всех потребителей; истинные превопроходцы, предсказать их поведение и отношение к предмету маркетинга, попадаемому в их руки, трудно; то, что они в нем увидят и какие особенности или недочеты найдут – не возможно;
  • «Альфа» (ранние последователи) – около 3%, выступают законодателями тенденций;
  • «Пчёлы» (посетители и «тусовщики» просьюмерских групп соцсетей) – около 10% от потребителей; распространяют тенденции на основную массу потребителей, являются лидерами мнений свои групп и «тусовок».
В зависимости от рыночного сегмента и инновационности редмета маркетинга, в развитых странах просьюмеры представляют собой до 20% субъектов, стоящих в авангарде потребления,  от всех потребителей. 

Товары для просьюмеров:
  • товары, предполагающие возможность изначальной кастомизации под потребности потребителей; 
  • товары «с открытым кодом» – с передачей части технической и конструкторской документации;
  • товары, представляющие собой отдельные сочленяемые под те или иные задачи боки;
  • линейно деверсифицированные товары, с очень похожими характеристиками, предлагающие точность выбора под потребности просьюмеров; 

Просьюмеры и производители товаров образуют просьюмерские сообщества, объединяющие экспертов и адептов с целью интенсификации усилий для создания новых товаров, адаптации товаров и предложений под потребности продвинутых пользователей и остального потребительского сообщества. Одним из первых на явление и концепцию обратил внимание маркетолог Ф.Котлер. (статья  «The Prosumer Movement: a New Challenge for Marketers» 1986г.), автор вводит термин «движение просьюмеров» – группу людей, представляющую серьезный вызов для маркетинговой деятельности компаний. 

Помимо человека, соучаствующего в процессе создания компаниями товаров и услуг, просьюмер может обозначать и человека, который сам для себя создаёт предметы потребления. Причём как правило занимается этим профессионально, эффективно и с удовольствием.

Термин «prosummer» («producer» + «consumer») использовался американским футурологом Элвином Тоффлером в книге «Третья волна» (1980). Впервые же предположение, что потребитель станет также выполнять функцию производителя, под влиянием компьютерных технологий, было высказано М. Маклюэном и Б. Невиттом в их совместной работе «Take Today» (1972).


  689 просмотров

Материалы по теме:


Поделиться:

data-image="http://www.marketch.ru/images/abc_dictionary.jpg"