Цифровой комплекс маркетинга (4P)
Диджитал-маркетинг – это все та же рыночная деятельность и все тот же комплекс маркетинга 4Р
Price (цена) в комплексе цифрового маркетинга
Данный элемент маркетинг-микса в цифровую эпоху претерпел минимальные изменения и это понятно, поскольку цена – важная категория такой науки, как экономика. С точки зрения экономики, не важно где и как вы продаете товары и какова суть этих товаров. Важно то, насколько этот товар пользуется спросом, насколько он ценен для потребителей и каков денежный эквивалент эквивалент.
По началу, цены на потребительские товары на торговых площадках цифровой торговли были ниже, чем в розничных магазинах, за счет снижение расходов на рекламу и увеличения доли прямых продаж, осуществляемых минуя посредников-дистрибьюторов. Со временем, с перераспределением затрат на рекламу в пользу цифровой рекламы, цены в онлайн- и в офлайн-торговле выровнялись. С формированием в цифровой среде структуры торговых посредников (интернет-магазины, маркетплейсы), цены окончательно выровнялись. Цены на товары продаваемые через интернет могут быть даже косвенно выше, за счет наценок на услуги по персональной доставке.
Электронные аукционы
Из наиболее серьезных изменений в системе ценообразования на товары, можно выделить такой феномен, как появление «электронных аукционов», когда покупатели в формате аукциона соперничают друг с другом за право выиграть лот. Электронные аукционы распространены при продаже Государству, госкомпаниям и компаниям – естественным монополиям. Однако аукционные продажи существуют и на потребительские товары. Скажем, такая торговая площадка, как Ebay.com представляет собой сайт, на котором продавец может разместить товар, а потребители делают ставки.
Гибкое ценообразование
Выбор правильной цены является чрезвычайно важной частью маркетинговой стратегии фирмы. Система ценообразования в доцифровую эпоху была довольно сложна и ручного требовала многих факторов, влияющих на итоговую цену продажи. Фиксированные цены – это результат сложности ценообразования и попытка упростить коммерческий процесс, быть может даже в угоду максимизации выгоды. В цифровой среде компаниям проще перейти от фиксированных цен к гибким ценам. В цифровой среде цена может быть оперативно пересмотрена, под влиянием спроса, в зависимости от товарных запасов, цен конкурентов.
Мониторинг, анализ цен
Помимо этого, и говоря о преимуществах цифрового маркетинга, мы уже ранее говорили о том, что цифровые технологии упростили процесс мониторинга, сравнения и анализа цен на конкурентные товары.
Принципы ценообразования
Традиционное для физических продуктов, ценообразование, выстраивающееся от издержек не всегда применимо к информационным цифровым товарам, поскольку у них предельные издержки практически нулевые – затраты формируются в момент разработки: (сайта, написания статьи, разработки приложения) и слабо относятся к бесконечным тиражируемым копиям и доступу у ним. Это вынуждает строить ценообразование от постоянных издержек на обслуживание носителя информации и от на основании ценности информации для потребителей. При разработке ценообразования на маркетинговый продукт необходимо учитывать различные факторы.
- Себестоимость товара и экономическая норма рентабельности – это базовое положение для ценообразования, от которого рассчитывается цена на цифровые товары. Однако, как было сказано выше, себестоимость не может определять ценовую политику.
- Определите самую низкую рыночную цену, по которой вы могли бы продать свой продукт, все еще получая прибыль и укладываясь в норму рентабельности. Все, что выше этой цифры, увеличит вашу маржу. Обязательно учитывайте маркетинговые расходы, исследования и дисконты по маркетинговым программам и обслуживание потребителей.
- Убедитесь, что вы принимаете во внимание позиционирование вашего товара. Если у вас есть высококлассный продукт, вы бы не стали продавать его по бюджетной цене расхожих рыночных товаров. Однако, если ваш товар – товар заменимый и ему на рынке есть аналоги, то на его цену существенно влияет уже сформированная система цен и торговых наценок посредников (интернте-магазинов, маркетплейсов);
- Как бы вам не хотелось полагать ваш товар аналогичным товару – лидеру рынка, убедитесь, что цены отражают техническое и потребительское качество вашего продукта и соответствие или их превосходство показателей товара-лидера. Например, ваш цифровой товар лучше и превосходнее по всем параметрам, вот только он уступает лишь по одному параметру товару-лидеру – по известности и популярности, а это означает, что как бы не хотелось, но цена на него будет определяться рыночными реалиями.
- Еще один фактор, который следует учитывать, – это доступность товара конкурентов. Если ваш продукт аналогичного качества и обладает аналогичными функциями по сравнению с другими продуктами на рынке, но все магазины и маркетплейсы продают товар конкурента, то потребителю проще сделать выбор в пользу конкурентного товара, а это означает, что ниже цена на ваш цифровой товар может быть стимулом к его покупке. Такая стратегия носит название «ценовое проникновение».
- Наконец, подумайте о известности брендов. Высокая цена на брендовые цифровые товары обусловлена расходами на брендинг и рекламу. Такие расходы и такая маркетинговая работа конкурентов ведут к тому, что их товары получают больше контактов и доверия. Новый цифровой товар, не обладающий такими преимуществами вряд ли будет продаваться за аналогичные деньги.