Доход ритейла

Сразу оговорюсь, я не являюсь экономистом, тем более, не ставлю цель описать всю экономиру ритейлера. Будучи трейдмаркетологом, и поставщиком ритейлера постараюсь описать ту ее часть, что интересна и полезна для тех, кто так или иначе пытается войти в ритейл со своим товаром, маркой.

24.06.2010

Начнем с глобального, с описания валового дохода розничного магазина  – с выручки от реализации товаров услуг (товарооборот) за вычетом затрат на оплату стоимости полученных от поставщиков товаров.

 

Валовой доход состоит из трех частей:

  1. Сумма денежных средств, полученных от реализации товаров, за счет разницы между ценой продажи (товарооборотом) и ценой их приобретения. Эта часть представляет собой торговую надбавку. 
  2. Поступления за оказанные услуги и выполненные работы (доставка клиенту, подогрев полуфабрикатов, подшивка брюк, раскрой ткани, упаковывание (подарочный вариант упаковки) купленных товаров и т.д.) 
  3. Прочие доходы от неосновной деятельности, сальдо доходов и расходов от  :
    • внереализационных операций,
    • реализации излишков оборудования,
    • передачи временно не используемых помещений и объектов мелкорозничной сети в аренду,
    • субаренда помещений; 
    • доходы от долевого участия в деятельности других предприятий и проч.)

 Валовый доход - это образование прибыли, возмещение издержек, уплата налогов и пошлин. Ну и понятно, что значимая в подавляющем случаи часть валового доходаформируется за счет торговой деятельности (если это ритейл, а не владение зданием с целью сдачи помещений в аренду).

 

В общем виде валовой доход считаем по формуле:

 

Дв = Н + У + П

где:
Дв – валовой доход;
Н – наценка ритейла;
У – стоимость оказанных услуг;
П – прочие доходы.

 

Источники разные, доход - один

Значимость же каждого источника дохода (составной части общего дохода) ритейла, часто существенно варьируется, что определяется концепцией магазина. Получение некоммерческой маржинальной прибыли снижает зависимость торгового предприятия от коммерческой прибыльности. Так, например, торговая точка ритейла может использовать ассортимент, определенную группу товара, или единицу товара как "магнит" для привлечения внимания покупателя к предложению сопутствующих услуг.

 

Таким образом, посетитель, попадая в магазин, обнаруживает множество предложений сервисных услуг, решений его проблем и, чаще всего, делает внеплановые покупки других товаров и сопутствующих услуг. Часто такие сопутствующие услуги компенсируют недостаки ассортимента, или товара (подгонка одежды). Все это приводит к тому, что традиционная продажа товара - коммерческая операция по получению торговой надбавки перестает быть главной составляющей выгоды магазина.

 

С этой точки зрения ритейлер все подчиняет стратегии скорейшего оборачивания товара, позволяющую “слить” товар и обратить его в денежный поток в минимальные сроки, по ценам, обеспечивающим скорейшую оборачиваемость товара.  Ну и понятно, что часто такая стратегия идет в разрез с товарной, ценовой политикой поставщика, который иначе позиционировал свой товар (марку).

 

Все в кредит

Маржинальный доход от продажи - не все, когда мы говорим о возможности ритейла получить товар от поставщика в долгосрочный кредит, являющегося следствием договорных условий оплаты товаров, представленных на реализацию. И чем длиннее период погашения товарного кредита (срок оплаты товаров согласно договорным условиям поставки) - тем более заинтересован ритей в таком товаре, и готов мириться с недополучением маржинального дохода, правда при условии все той же скорейшей оборачиваемости этого товара. В случае, когда период товарооборота меньше, чем срок погашения товарного кредита по этому товару, розничный продавец как правило инвестирует выручку на закупку иного товара, на строительство новых магазинов ритейл сети, в другие проекты, например в краткосрочные ценные бумаги.

 

Для максимизации дохода от таких финансовых операций, ритейлеры заинтересованы в улучшении коммерческих условий сделки с предприятиями-поставщиками. Сказать проще: в "удавливании" поставщиков на макмимально выгодные для себя условия поставки товара. И чем меньше стоимость бренда под которым поставляется товар - тем больше придется "прогнуться" поставщику.

 

Финансовая прибыль, получаемая ритейлером может быть рассчитана по следующей формуле:

 

ФД = СГЗ х [(СК-ПО)/365х(ПС+С)] ,

 где:
ФД - доход от финансовых операций;
СГЗ - стоимость среднего годового запаса продукции на складе продавца;
СК - средний срок кредита в днях;
ПО - средний период товарооборота в днях;
ПС - процентная ставка по краткосрочным ценным бумагам;
С - процент скидки на товар;

Доходы прочие, но важные.

Вот уж кто на самом деле руководствуются лозунгом: "прибыль от всего, чем занимаюсь",  так это  - ритейлер. В качестве прочих доходов, ритейлер рассматривает:

  • торговые взносы - срества, выплачиваемые торговыми компаниями за размещение продукции в магазине (бонусы за вход);
  • внутримагазинное продвижение товаров (услуги, оказываемые по выкладке; размещению товара по приоритету, в прикассовой зоне; промоакциям в магазине); 
  • коммерческие условия поставки и сохранение ценового позиционирования товара поставщика; 
  • размещение товара поставщика в витрине магазина;
  • рекламирование товара поставщика в печатном издании ритейлера, на банерах наружной рекламы ритейлера и т.п.
  • розничная торговля вне магазина (вездная торговля, торговля под заказ);
  • on-line интернет торговля;

 Эти средства чаще всего используются ритейлером целево. Эти средства идут  на рекламу, внутримагазинное продвижение товаров, закупку промо оборудования и торгового оборудования, скидки и премии. Принять решения о выплате таких взносов поставщик принимает, руководствуясь важностью данного ритейлера в общей системе маркетингового канала и маркетинговой ценности данной торговой точки с точки зрения возможности использования присутствия своего товара для его позиционирования, продвижения, или анализа его характеристик. 

 

Наиболее оправданным является подход, при котором выплаты дробятся на части и выплачиваются постепенно при условии:

  1. достижения планируемого объема продаж;
  2. целевового расходования выделяемых средств.

Рассмотрим методику рассчета бонусов

Давайте сформулируем небольшой кейс со след. условиями. Поставщик подписывает договор поставки с ритейлером о сотрудничестве сроком на 3 года. Договор фиксирует прогнозы объемов продаж и темпы роста продаж поставляемого товара.

 

Продажи \ Период

Год 1Год 2Год 3Всего
Объем продаж, шт. 20,000 23, 00027,00070,000
Темпы роста продаж-+15%+15%+32%
 

Доход поставщика определяем сле. образом:

 

Период

Год 1

Год 2

Год 3

Всего

Оптовая цена
за ед., у.е.

90

90

90

 

Выручка от реализации, у.е.

1,800,000

2,070,000

2,430,000

6,300,000

Чистый доход, у.е.

540,000

621,000

729,000

1,890,000

Чистый дисконтированный доход (ДДчистый), у.е.

 

540,000

 

591,429

 

661,224

 

1,792,653

 

Чистый дисконтированный доход показывает текущую стоимость денежных сумм будущего периода и рассчитывается по формуле:

 

ДДчистый = Дбn / (1+ С%)n;

 где:

Дб - доход будующего периода;
С% - процентная ставка дисконтирования;
n - количество периодов;

 

Решение о ставке дисконтирования является темой отдельного исследования, упращая, применительно к данной заметке, предположим, что она равна 5%, тогда ДДчистый во второй и третий год составит:
 

ДДчистый2 = 621,000/ (1+0,05)1= 591,429 (у.е)
ДДчистый3 = 729,000/ (1+0,05)2= 661,224 (у.е.)
 

Таким образом, при условии безубыточности, поставщик может позволить себе выплатить не более 1,792,653 у.е. в виде разового взноса для подписания 3х годичного контракта с ритейлером.

Торговые марки, принадлежащие магазинам

Частные марки, или Private Labels, торговых сетей – это еще один побочный для основной цели ритейла заработок, и тема столь же интересная, сколь и мало описанная. При значительных перспективах этого направления редко можно встретить эффективное использование всех возможностей таких "корманных" марок.

 

Впрочем, причины понятны и достаточно стандартны, среди прочих в первую голову, это именно отношение к этому источнику дохода - как к побочному. Навязанное сверху, это направление не вызывает особого желания думать у маркетологов и менеджеров ритейла. И в качестве подтверждения, приведу мнение одного из ритейлеров, к которому я обратился с просьбой пояснить появление у него такой собственной торговой марки. Совместно мы сформулировали три цели создания таких "карманных" марок ритейлерами:

  1. получение товара под средние цены ритейла; 
  2. замещение конкурента (по различным причинам);
  3. брендование (выпуск товаров под одноименной ритейлу маркой).
  15.75K просмотров
  24.06.2010