Balanced Scorecard. SWOT анализ возможностей

В качестве методологии рассмотрения возможности внедрения BSC предлагаю использовать маркетинговый инструмент - SWOT-анализ. На мой взгляд, сугубо маркетинговый подход к рассмотрению задачи позволяет лаконично и точно определить основные преимущества и недостатки BSC.

10.04.2010

Кратко по-пунктам, подготавливая к детальному изложению

Собственно это даже не SWOT-анализ а попытка систематизировать ответы на традиционные вопросы SWOT о возможностях, сильных сторонах, слабостях и угрозах внедрения BSC. Выводы же для вашей компании предлагаю всеже сделать самим, руководствуясь пониманием задач вашей компании, желанием внедрить BSC.
Итак, поехали...

Возможности

  • Необходимость в универсальном инструменте для оценки деятельности предприятия.
  • Быстрая адаптация деятельности предприятия к изменению рыночной ситуации.
  • Наличие перспектив для глобализации и интернационализации бизнеса.

Сильные стороны

  • Необходимое условие создания стратегических карт - разработка стратегии компании.
    Реализация стратегии предприятия в конкретных тактических действиях, сопровождающихся контролем его показателей.
  • Простота восприятия исполнителями.
    Возможность графической интерпретации финансовых и не финансовых сторон деятельности предприятия.
  • Доведение стратегии компании до конкретных целей для каждого сотрудника.
  • Универсальность применения.
  • Инициация позитивных процессов в компании в процессе разработки и внедрения BSC.
  • Привязка к системе мотивации персонала в зависимости от достигнутых результатов.

Угрозы

  • Попытка рассматривать BSC как панацею от всех проблем предприятия.
  • Отсутствие разработанной стратегии развития на большинстве украинских компаний.
  • Дефицит квалифицированных кадров, обладающих стратегическим видением.

Слабые стороны

  • Размытость внедрения BSC.
    Кажущаяся простота в применении.
  • Отсутствие быстрых результатов.
  • Инициатива разработки BSC может принадлежать только топ-менеджерам.
  • Трудность оценки важности ключевых показателей.
  • Хотелось бы более подробно остановиться на каждом из пунктов и проиллюстрировать некоторые из них примерами из практики внедрения BSC в нашей компании.

Как обещал деталлизирую сказанное выше

Возможности:

  • Необходимость в универсальном инструменте для оценки деятельности предприятия.
    С бурным развитием экономики, усложнением управленческого и финансового учета, появлением холдингов, объединяющих в себе несколько предприятий из разных отраслей экономики, собственникам и топ-менеджерам, разрабатывающим стратегические решения, становится все труднее ориентироваться в огромном потоке новой информации. Особенно остро стоит этот вопрос для крупных многопрофильных предприятий, в которых без анализа возможностей по каждому направлению деятельности затруднительно определять стратегические объемы инвестирования и прогнозировать темпы развития. Во многих предприятиях существует система контрольных точек, отклонения от которых могут привести к критичным последствиям, однако, как правило, эти ориентиры для определения отклонений очень специфичны и понятны только узкоспециализированному менеджеру. И самое главное то, что эти контрольные точки учитывают исключительно финансовые показатели и не учитывают нефинансовые факторы развития предприятия. Отсюда - реальная потребность в универсальном инструменте для осуществления оценок.
  • Быстрая адаптация деятельности предприятия к изменению рыночной ситуации
    Примеров тому можно привести множество. Но наиболее яркий - развитие рынка услуг мобильной связи, сделавшего всего за 7-8 лет скачок от появления первых аппаратов стоимостью в $1500 и первых 100 абонентов до сообщения о том, что на сегодня количество пользователей мобильной связью превысит количество пользователей обычной телефонной связью. Без определения стратегии, постоянной ее корректировки сегодня невозможно занимать сколько-либо заметную позицию на рынке.
  • Наличие перспектив для глобализации и интернационализации бизнеса
    Приход крупных иностранных игроков на наш рынок случившийся факт, и для успешного противостояния им необходимо как минимум владеть подобным инструментарием и технологиями.

Угрозы:

  • Попытка рассматриватьBSC как панацею от всех проблем предприятия
    Информационный шум вокруг BSC, кроме понятного позитива, несет и негативные моменты - появилась "мода" на создание стратегических карт, и у большого количества людей есть желание эту моду использовать, преподнося BSC как возможность автоматического управления предприятием. Однако нельзя забывать, что BSC- это всего лишь инструмент для внедрения стратегических планов в оперативную деятельность компании. И для того чтобы это внедрение произошло, необходимо сочетание целого ряда факторов, начиная с инициативы руководителя или владельца предприятия и заканчивая созданием механизма воплощения стратегии в жизнь и контроля над ее выполнением. Сама разработка BSC - это кропотливый долгосрочный процесс, реальный результат которого можно будет ощутить через несколько лет. Сегодня немногие владельцы предприятий готовы ждать так долго, не имея 100% гарантий, а такие гарантии, естественно, исключены.
  • Отсутствие разработанной стратегии развития на большинстве отечественных компаний
  • Дефицит квалифицированных кадров, обладающих стратегическим видением
    Даже не знаю, что добавить к сказанному.
    Попробуйте спросить у сотрудников, знают ли они миссию и стратегические цели компании, о их понимании я уже говорил. Опросите человек 10 и посмотрите результат.
    Если половина ответят на ваш вопрос правильно, то можете поздравить себя и своего шефа.

Я объединил эти пункты для рассмотрения, потому что они взаимосвязаны между собой. Общеизвестно, что больной кадровый вопрос может свести на нет все благие намерения руководства и топ-менеджмента по внедрению в компании BSC, так как одной из основ внедрения есть понимание сотрудниками компании ее миссии и целей, а в идеале - их активное участие в их разработке.

Сильные стороны:

  • Необходимое условие создания стратегических карт - разработка стратегии компании
    Сама по себе разработка стратегии компании - очень важный этап развития, и начало такого процесса говорит о зрелости компании и достаточно высоких ее достижениях. Но без наличия в ней четкой стратегии разработка BSC невозможна. Поэтому желание внедрить ее у себя, желание лучше понять свой бизнес и его перспективы с неизбежностью влечет за собой необходимость разработки стратегии. Работа над разработкой миссии и стратегических целей позволит взглянуть на деятельность каждого из направлений компании как бы со стороны, позволит оценить потенциал каждого направления и обнаружить реально существующие проблемы, которым до определенного момента не придавалось особого значения. Систематизация этих проблем позволяет разработать конкретные шаги по их устранению.
  • Реализация стратегии предприятия в конкретных тактических действиях, сопровождающихся контролем его показателей
    Одна из основных проблем менеджмента - контроль, особенно это касается стратегии. Дойдя до ее разработки, а иногда и до реализации, предприятия сталкиваются с необходимостью оценить успешность своих усилий, тем более что процесс разработки стратегии цикличен. Как раз в этот момент и возникает проблема оценки конкретного изменения - положительно ли оно или отрицательно, и с чем его нужно сравнивать. При отсутствии соответствующих показателей эти вопросы повисают в воздухе. BSC же позволяет конкретизировать ситуацию и отслеживать конкретные изменения, параллельно корректируя стратегию.
  • Простота восприятия исполнителями.
    Возможность графической интерпретации финансовых и не финансовых сторон деятельности предприятия
    Известный афоризм "Все гениальное - просто" не потерял своей актуальности и в век информационных технологий. Простота и наличие четких логических взаимосвязей между четырьмя составляющими BSC позволяют добиться понимания процессов, происходящих в компании, на уровне всех исполнителей. Нацеленность на финансовый результат в кратчайшие сроки мешает топ-менеджменту разглядеть за деревьями лес, то есть мешает понять важность нефинансовых показателей в работе предприятия. Здесь не случайно акцентируется внимание именно на понимании, и делается это для того, чтобы подчеркнуть, что через понимание приходит убеждение, и процесс внедрения BSC становится органичной частью работы компании.
  • Доведение стратегии компании до конкретных целей для каждого сотрудника.
    Это один из самых сложных этапов в процессе внедрения, особенно с учетом различий в ментальности его исполнителей, но от этого он не становится менее увлекательным и интересным. Ведь при успешном внедрении BSC у членов коллектива появляется четкий ориентир в деятельности. Причем не просто в виде плана, спущенного сверху, а в осознании своей роли на предприятии, и через это осознание они приходят к сознательному вовлечению в выполнение стратегических целей компании в целом, как своих личных.
  • Универсальность применения
  • Инициация позитивных процессов в компании в процессе разработки и внедрения BSC.
  • Привязка к системе мотивации персонала в зависимости от достигнутых результатов

Эти сильные стороны объединены, так как для каждого предприятия составление и внедрение BSC - уникальный, неповторимый процесс, поэтому невозможно с уверенностью сказать к каким позитивным изменениям это приведет. Все эти изменения можно получить только опытным путем, вовлекая и мотивируя персонал к участию в процессе. Например, процесс внедрения BSC может повлечь за собой создание системы аттестации и оценки персонала и инициировать процесс создания системы обучения.

Слабые стороны

  • Размытость внедрения BSC
    Как уже отмечалось в начале статьи, очень трудно оценить сам процесс внедрения BSC в организации, так как для получения объективных результатов требуются годы. За это время многое в деятельности компании меняется. Внедрение на первом этапе, то есть разработка стратегической карты BSC для топ-менеджмента, проходит достаточно быстро и четко, а вот продвижение дальше обрастает проблемами, так как требует большого объема подготовительной и разъяснительной работы. Причем в данном случае обязательно участие руководителя соответствующего подразделения.
  • Кажущаяся простота в применении
    В принципе, у многих читателей может сложиться впечатление, что для разработки и внедрения BSC достаточно проштудировать книгу Р.Каплана и Д.Нортона, да еще, может, почитать статьи в Интернете. Стоит поздравить тех коллег, для которых этого оказалось достаточно. Но по ходу разработки BSC возникает масса вопросов, на которые ответить бывает очень не просто, а готовых рецептов, как уже подчеркивалось, в этом деле нет.

    В идеале, необходимо пройти весь путь самостоятельно, при необходимости обращаясь за практическими советами к опытному консультанту, используя его опыт разрешения наиболее острых вопросов, а также опыт оценки проделанной работы. Это поможет избежать серьезных ошибок и сильно упростит работу.
  • Отсутствие быстрых результатов
    Основной принцип оперативного управленца - "продемонстрируйте мне быстрый результат". При разработке и внедрении BSC этот принцип просто не имеет смысла, так как получение оцениваемых результатов деятельности по BSC возможно только в течение нескольких лет собственно реализации стратегического плана.

    Поэтому серьезной проблемой может стать непонимание топ-менеджментом целей внедрения BSC в условиях быстроизменяющейся рыночной ситуации. Таким образом, критичным является следующий пункт.
  • Инициатива разработки ССП может принадлежать только топ-менеджерам
    Каким бы грамотным и "продвинутым" не был персонал компании, без инициативы топ-менеджмента разработка BSC невозможна. Хотя, безусловно, из любого правила бывают исключения, и специалистам не раз приходилось слышать о разработке BSC для отдельного подразделения компании. Но при таком варианте достоинства BSC не используются в рамках всей организации и в результате получается гораздо меньший эффект, тем более что любое подразделение организации взаимодействует с целым рядом других подразделений и, несомненно, зависит от качества их работы.
  • Трудность оценки важности ключевых показателей
    Выбор ключевых показателей - достаточно ответственный и неоднозначный процесс. Особенно это становится очевидным, когда происходит определение нефинансовых показателей. Финансовые показатели в компаниях отслеживаются постоянно, а вот определение нефинансовых показателей, тем более на первом этапе, достаточно сложно из-за их неоднозначности. При оценке показателей имеет смысл расположить их по степени значимости в каждой из четырех составляющих и оставить не более пяти ключевых и наиболее важных из них по каждой составляющей.

Что-то в качестве итога

В конце, хотелось бы подчеркнуть, что процесс разработки и внедрения Сбалансированной Системы Показателей - всегда полезный и нужный для компании. И как любая серьезная идея, эта также требует определенного времени для выработки собственного опыта.

  10.46K просмотров