Прайс-лист. Рекомендации общего характера
Понимаете, что рекомендации некоторым образом отличаются от набора требований для обязательного следования? При формировании прайс-листа руководствоваться в первую очередь надо маркетингом данного товара, услуги, бизнес-традициями, существующими для Вашего рыночного сегомента и простой житейской логикой.
08.06.2010
Прайс и коммерческое предложение
Разделяйте эти два понятия и никогда не "наливайте в прайс-лист воды" с обоснованием необходимости купить именно Вашу продукцию, или с длинным рассказом о Вашей компании, ее миссии и истории. Есть такое понятие, как воронка продаж. На каждом из витков (уровней воронки) Вы должны формировать правильную коммуникацию с Вашим ви-за-ви. Правильную - это лаконичную, конкретную. Руководствуясь этим о Вашей компании тот, кому Вы направляете прайс должен быть уже ознакомлен. Если и презентация компании и рассказ о ценах происходит одномоментно, то вначале отдельным материалом (файлом) должны быть представлены все информационным материалы, и уже затем - прайс-лист.
На деревню к дедушке
Скорее всего это предупреждение для большинства посетителей сайта будет излишним, но я все еще изредка встречаю прайсы без полного указания: контактной информации и контактного лица в прайс-листах компаний. Указать координаты Вашей компании - адрес, телефоны, факс, электронную почту для заказов - хороший тон и правильная коммуникация. Указывать банковские реквизиты нужно по необходимости (избегайте переизбытка информации). Причина понятна анализ цен и заказ товара, как правило, разорваны во времени. Платежные реквизиты можно оформить другим листом. Так же можно указать список ваших дистрибьюторов. Поверьте, какой бы красивый не был логотип в вашей компании, одного его будет не достаточно.
Вес
Следующее мое предупреждение относится к маркетологам, занятых оформлением прайс-листа. Вставить в эксель логотип компании - хорошо и обязательно, вставлять фотографии образцов продукции - дело Ваше и определяется деловыми обычаями Вашего сегмента рынка. Однако... Прайс-лист, который "вестит" под 3 мегабайта - это не инструмент, а произведение искусства. Попробуйте такой "кирпичь" отправить по электронной почте, или попробуйте его открыть быстро, когда у Вас на трубке "висит" клиент и просит проконсультировать по ценам. Когда прайс открывается секунд 30-40, не проходит по электронной почте, или струдом качается с сайта при плохом интернете, такая ситуация - пример плохой коммуникации.
Как же прайс набирает вес? Основным пожирателем ресурсов и причиной раздувания веса документа являются его оформление: полосочки, рамочки, выделение цветом, встраевание фотографий - все то, что делает документ дизайнерски красивым. Если всем этим неудается пренебречь и именно такая "красота" требуется от Вас и прайса, непременно обратите внимание на размещаемую графику: фотограмии, рисунки, логотипы.
Типичная ошибка: вставлять рисунки как они есть без обрезки, и просто уменьшать их в документе потянув за уголок. Изображение в прайсе - уменьшился, но "вес" его остался прежним. Всю графику необходимо уменьшить в размерах, подогнав под требуемые размеры по ширине и высоте ДО импортирования в прайс - лист. При этом обязательно уменьшите разрешение до 72dpi. Графика при этом печати выглядеть будет вполне сносно, и "весить" будет мало.
ID товара
ID товара, иначе - код товара - уникальное краткое обозначение номенклатурной единицы, идентификатор, который будет дальше использоваться при формировании и обработки заказа. Точнее даже не так, который будет использоваться во всей Вашей учетной политике (закупка, движенеи товара, отчетность). Если Вы закупаете товар, то используйте артикулы, складские номера производителя, вендора.
Если Вы сами владелец марки и соразработчик системы учета товара, то можете использовать номера моделей продуктов и даже номера строк в excel. Тут уже решайте сами, не забудьте предварительно пообщаться по этому поводу с менеджерами по продажам, менеджерами по логистике и ИТ специалистами (если есть необходимость автоматического подтягивания заказа в учетную систему).
Валюта прайс-листа
То, что использование нескольких валют - недопустимо, наверное, напоминать излишне. Одна валюта - облегчит жизнь всем - вам, клиентам, логистам, бухгалтерии и т.д. Эта валюта обязательно должна быть тождествена той, что принята в рамках делового этикета Вашего сегмента. Не идите на поводу у бухгалтерии и не используйте в обязательном порядке валюту Вашей учетной политики. Прайс делается для клиентов, а не для бухгалтера! Идеально, когда валюта учетной политики совпадает с валютой делового этикета сегмента рынка. Что такое деловой этикет? Если лидеры рынка выставляют цены в Евро, Ваши цены должны быть также в этой валюте, и не важно, в какой валюте Вы выставляете потом счета.
И прошу, коллеги, не тащите эту валюту в каждую ячейку прайс-листа. Достаточно указать где-то сверху что-то типа: "все приведенные цены указаны в рублях".
Характеристики товаров
Коллеги, не умещайте в ячейках таблицы прайс-листа ВСЕ характеристики товара. Прайс – это не технический каталог. Указывайте дополнительные характеристики продукции только те, которые помогают отличить один товар в группе от другого.
Если Вы поставляете товары большими партиями (траками, вагонами), или если Ваш товар имеет большие габариты и (или) вес обязательно указывайте в прайс-листе информация о количестве штук товара в транспортной упаковке (количестве штук в ящике), массе товара, минимальной партии для заказа и т.д. Если марок в прайсе много - указывайте торговую марку в том написании, которое принято на рынке. Если марки хорошо идентифицируются по логотипам - размещайте логотипы - это облегчить поиск нужной марки и товара. Иногда будет полезным указать страну производства, название производителя и т.д.
Минимум творчества
Если вы не являетесь лидером рынка, или являетесь дистрибьютором (или дилером) - используйте информацию с прайс-листов производителей. Не нужно изобретать свою систему классификации и обозначений. Если вы производитель, вендор - проследите, чтобы информация о вашей компании, о ваших продуктах (услугах) была правильно указана в прайс-листах ваших дистрибьюторов\дилеров, других открытых источниках (например, базы данных, каталоги в интернете).
Форма для размещения заказа
Прайс-лист - как свод цен и товаров и форма для размещения заказа - разные документы. Имейте и тот документ и другой. Обратите внимание на то, чтобы эта форма была удобна и проста для заполнения для клиента, а так же, что не немаловажно, удобна и практична для загрузки заказа в учетную систему вашей компании из 1С, скажем. Так вы упростите работу ваших коллег, тех, кто обслуживает заказы - логисты, менеджеры по продажам.
Условия поставки и оплаты
В обязательном порядке укажите сноской на то, что указанные цены действительны только при определенных условиях поставки и оплаты. Например: "Цена установлена при условии самовывоза со склада поставщика, при условии 100% предоплаты товара". Если валюта цен отличается от национальной валюты, укажите в прайс-листе условия оплаты. Например: "Оплата производится в национальной валюте по курсу на день оплаты". Обязательно укажитес какой даты и до какой даты действуют цены.