Маркетолог-аналитик – новая профессия или… ?
Что отличает маркетинг и аналитику, а также в чем разница между анализом данных и полевыми маркетинговыми исследованиями? А есть еще и кабинетные исследования...
02.09.2021
Упала тут как-то реклама с предложением «пройти курс обучения профессии «маркетолог-аналитик». В описании был вот такой текст:
Маркетолог-аналитик — это специалист, который собирает и анализирует информацию о продукте, рынке, конкурентах, поведении потребителей и прочее. Он даёт ответы на самые значимые вопросы маркетинга: почему люди покупают или не покупают, какой бюджет потратить на рекламу, как измерить эффективность кампаний, как улучшить сайт, как целесообразнее организовать продажи и логистику, что автоматизировать и т. п.
Друзья, смутило не то, что вместо «и т.д.» в конце, автор мог бы перечислять бесконечно все то, за что ответственны сотни специалистов, включая всю бухгалтерию и генерального директора – вовсе не это. Надоело бесконечное «переизобретение» маркетинга невеждами!
Давайте так…
Нет такой профессии «маркетолог»
В лингвистике, прием натолкать кучу разного в какое-то одно целое называется «обобщение».
Маркетолог – это не профессия, не термин. Часть из тех, кого в курилках именуют «маркетолог» – это, к примеру: промоуторы, мерчандайзеры, рекламные байеры – закупщики и перепродавцы рекламы и мест под рекламу (таргетологи, директологи),
Поэтому, когда мы говорим с вами о профессии, то фантазия наша должна была бы иметь четкие формы и понимаемые коллегами рамки. Например, мы бы могли бы предположить, что есть профессия:
- «мерчандайзер-аналитик» или
- «курьер-аналитик», что работает в маркетинговом агентстве
- а «верстальщик-аналитик»
Маркетинговые спецы и аналитики решают разные задачи
«Задача маркетинга – удовлетворять потребности потребителей товарами и услугами», – вот в этом определение есть точное указание на предмет деятельности маркетинга – человек.
Инструменты маркетолога (условного маркетингового специалиста) – комплекс маркетинга (4р) или один из элементов комплекса:
- товар – для продакт-менеджера,
- ценоообразование – для того же продакт-менеджера или торгового маркетолога,
- продвижение – для рекламиста,
- создание систем распределения товаров – для того же торгового маркетолога и менеджера отдела продаж.
Профессия «аналитик»
Аналитик – специалист осуществляющий научный подход к анализу информации и подготовки организованных и структурированных массивов данных, действующий с целью выработки оптимальных (или близких к оптимуму) управленческих решении в различных отраслях деятельности.
У аналитиков есть специализация:
-
Системный аналитик — специалист занимающийся анализом данных имеющих междисциплинарную природу (данные из логистики, экономики торговли и социологии), специалист по решению сложных организационно-технических проблем, использующий принципы общей теории систем и методы системного анализа.
-
Аналитик статистики – специалисты анализирующие, по утвержденному шаблону, статистически полученный набор структурированных данных, в границах этого набора.
-
Аналитик неструктурированных данных — специалист занимающийся анализом данных, которые не соответствуют заранее определённой модели данных, в границах массива данных. данные, как правило, представлены в форме текста, цифр, фактов и дат, расположенных в массиве в произвольной форме.
-
Data Mining аналитик – в отличии от «аналитика статистики», интеллектуальный анализ данных и добыча сведений, как в границах набора данных, так и за его пределами. Собирательное название, используемое для обозначения совокупности методов обнаружения в массивах данных ранее неизвестных, нетривиальных, практически полезных данных.
А вот эти аналитики могут быть посажены за анализ всевозможных данных в разных областях. Примеры прикладного применения аналитики:
- Финансовый анализ – данные финансовых показателей, предполагающий междисциплинароный анализ данных, полученных из разных источников: торговля, маркетинг, экономика;
- Бизнес-анализ — специалист, использующий методы бизнес-анализа для исследования деятельности организаций с целью определения проблем бизнеса и предложения их решения.
- Анализ бухгалтерских данных – бухгалтерских проводок, транзакций, платежей и возвратов, оптат, взаимозачетов и налоговых платежей;
- Анализ производственной деятельности – анализ эффективности производства с целью выявление производственных потерь, анализ себестоимости и ценообразования на производстве;
- Анализ социологических данных – анализа информации о социальной реальности;
- Анализ системы менеджмента – анализ слабых и сильных мест системы управления.
Аналитики работают в аналитических службах или аналитических компаниях. Развитая аналитическая служба компании, помимо анализа данных с рынка, занимается: финансовый анализ, инвестиционный анализ, управленческий анализ, стратегический бизнес-анализ, статистический анализ, анализ массива данных. Аналитики работают в РБК, Комкон, Нильсон.
Выводы, которые делают аналитики могут быть(!) использованы маркетологами, которые (твоюжмать), должны заниматься не аналитикой, а потребителями (людьми).
Исследования – не равно аналитика
В маркетинге есть не анализ, а исследования. Исследовать – внимательно и тщательно осматривать, выяснять и знакомиться с чем-либо, Научные исследования в маркетинге – это все тоже, когда объектами исследования является рынок и с применением научных методов.
Поскольку маркетологи работают с внешней средой компании, то за этой средой они:
- наблюдают за рыночными процессами;
- изучают целевую группу потребителей или целевую аудиторию рекламы (не одно и тоже);
- оценивают и обсчитывают емкости рынка, размер аудитории, объемы потребления;
- снимают ответную реакцию – проводят тестирование и апробацию методов, продуктов и подходов.
Поэтому, если вернуться к приведенной цитате выше о мифической «профессии будущего», то: «специалист, который собирает информацию о продукте, рынке, конкурентах, поведении потребителей и прочее», – не занимается «анализом», он занимается простым «собирательством» (коллекционированием).
Если же он собирает данные по определенной методике, используя инструменты маркетинга, то только тогда он участвует в «маркетинговом исследовании». В маркетинге есть группа исследовательских профессий:
- интервьюер;
- модератор фокус-групп;
- счетчик «экзит пула»;
- наблюдатель;
- Задачу исследования могут решать: менеджеры, промоуторы, мерчандайзеры, торгпреды и проч.
Маркетинговые исследования бывают:
- полевыми (массовыми, групповыми и индивидуальными);
- кабинетными (групповыми и индивидуальными).
Функция управления
Это все было про «аналитику», но есть «анализирование» и «контролирование». Анализировать и конролтровать – это свойственно любому менеджеру и маркетинг-менеджеру тоже. И это не «новая профессия», а особый вид должностных обязанностей менеджера, существующий столько, сколько существует наука «менеджмент». Цель покопаться в том, что ты делаешь – повышение эффективности собственной работы и работы чего-либо управляемого менеджером.
Анализирование
Анализирование – способность разума мысленно или реально расчленять объект на элементы, делать всесторонний разбор, рассмотрение отдельных сторон, свойств для суждения о целом. И, как можно было бы уже догадаться «аналитика цифр» и способности мозга разбирать, рассматривать и судить – это, как в Одессе: «Две большие разницы».
Контролирование (контроль)
Контроль – наблюдение за вверенной (как правило, менеджеру) управляемой системой, с целью обеспечения оптимального ее функционирования. Еще сотню с лишнем лет назад, в момент формулирования того, что называется «менеджмент», было определено, что менеджер выполняет ряд функций (см. «Теория управления»):
- Организация;
- Планирование;
- Руководство;
- Контроль.
То есть, каждый манагер обязан анализировать то, что он делает и контролировать процесс выполнения и результаты его деятельности.
- Анализ эффективности маркетинговой деятельности – управленческий контроль. Этим занимается маркетинг-директор;
- WEB-анализ. Этим занимаются интернет-маркетолог. Это не термин и под этим определением может скрываться все, что угодно. В каждой компании то, что анализирует в своей текущей деятельности интернет-маркетолог записано в его должностных обязанностях и выполняется это с целью контроля;
- Анализ эффективности акции маркетинга. За это отвечает торговый маркетолог и (или) менеджер продукта, если его продукт промотируется тем или иным методом маркетинга. Контролировать выполнение и получение эффекта и анализировать эффективность – это управленческая задача;
- Анализ рынка рекламы. Вот здесь сложнее… Заниматься этим можно решая, как минимум, ве принципиально разные задачи:
- Выполнение услуг сбора данных, мониторинга, оценка рынка рекламы – предложения и спроса на рекламном рынке. Этим занимаются аналитики рекламного рынка;
- Функциональный анализ предложения рекламодателей. Этим занимается рекламный менеджер. Анализируя состояние рынка, он принимает решение о той или иной рекламной активности, величине необходимых рекламных усилий и затрат.
- и так далее…
Контролирование и анализирование в смежных областях
В общем же, анализировать то, что ты делаешь с целью улучшения, – свойственно не только управленцам, но и исполнителям. Анализом занимаются и профессионалы других областей, привлекаемые маркетинг-менеджером для реализации плана маркетинга:
- Анализ CTR. Анализом показателей «кликабельности» баннеров или других рекламных объявлений, занимается интернет-рекламисты;
- SEO-анализ. Анализом показателей оптимизации интернет-ресурса под поисковое продвижение – предмет заботы SEO-специалиста
- UX (Ю Экс) анализ – анализ опыта взаимодействия потребителя с предметом (сервисом, товаром). Этим занимаются специалисты NPD.
- Анализ загруженности хостинга производиться IT-специалистом, с точки зрения оптимизации используемых вычислительных ресурсов хостинга, исправления ошибок web-мастеринга;
- Анализ текста – морфологический, лингвистический, семантический разбор текста, проводимый с целью оптимизации его для читателя, для лучшего понимания и усвоения информационного материала. Такой анализ проводят PR-специалисты, копирайтеры и контент-менеджеры.
Чем аналитика отличается от функции менеджмента: анализ и контроль?
Все просто… Аналитика как наука состоит из трех разделав, стало быть, аналитик:- Методист – разрабатывает методологию сбора данных, их подготовку, изучение и систематизацию;
- Технолог процесса – технологией получения данных, технологией ручного и машинного, а также ИИ-анализа данных аналитик, не только владеет в совершенстве, но и может создавать технологии для решения конкретных аналитических задач;
- Организатор – организация всех этапов процесса – от методик и до подготовки принятия решения – это присутствует в сильных аналитических службах и аналитических компаниях.
Аналитика является самостоятельной научной дисциплиной, ядром которой является системный анализ, имеющий свою собственную теорию, разработанный специфический формально-логический аппарат и особые методы для решения задач практики.Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю.
АНАЛИТИКА: методология, технология и организация информационно-аналитической работы.
— Москва: Издательство «Русаки», 2004 г. — 550 с.
Главной задачей аналитиков является ни сколько ковыряние в данных, а разработка новых , технологичных принципов и методов анализа информации, используя научные подходы.
Таким образом…
1). Аналитика – это аналитика, а маркетинг – это… ну, вы поняли!
2). Есть профессия маркетинг-менеджер - управляющий комплексом маркетинга, а есть профессия аналитик!
3). Человек, именуемый «аналитик», которого отчего-то приткнули в отдел маркетинга и который бегает за всеми службами компании, чтобы те дали ему данные – это от бедности компании или разума, а не «будущая профессия».