О классическом маркетинге и о конвергенции снобов

Что думают о маркетинге и маркетологах владельцы бизнеса, отчего маркетинг не получается и о конвергенции

13.10.2017

Это выглядит и звучит по-тря-са-юще! Чувствуете эмоцию?! :) Именно ее я испытал сегодня, прочтя пост очень интересного мне человека владельца бизнеса. Мнение это, вы поймете, я не мог оставить без внимания и публичного, с вами, мои уважаемые коллеги маркетинговые специалисты, обсуждения.

Итак, мнение…

Если вы уловили только эмоции автора и не совсем поняли смысл, то, позвольте, перескажу.
"Классический маркетинг" – это маркетинг производителя, запускаемый им для достижения целей производителя и представляющий собой мучительную "конвергенцию" (приспосабливание) того, что производитель "напроизводил" к тем потребностям, которые есть у потребителя. Причем, напроизводимое столь чужеродно рынку, что даже все усилия маркетинговых агентов, их исследования потребителей, часто не позволяют производителю решить поставленную задачу.

При этом автор полагает маркетинговых специалистов ущербными "снобами" – людьми, претендующими на высокую интеллектуальность, авторитетность, и при этом, надменно относящегося к тем, кто, толи их нанял, то ли к тем, кто будет потреблять это произведенное. Впрочем, к кому надменно должны относиться маркетологи – это автор не уточнил.

Ну и что вы думаете: могу я пройти мимо такого мнения владельца бизнеса? :) Поехали…

Что такое классика?

"Классикой" обычно называют что-то отстоящее от современности. Обзывая "классикой" события, явления и взгляды, некоторые из людей, пытаются:
  1. Выделится нигилизмом – показать неприятие другого, отстраниться и провозгласить себя кем-то иным;
  2. Обычный модинг выдать за венчурность и инноватику ("Чем выше горы - там ниже Приоры");
  3. Хотят революции – передела. "Рэволюционэры", понимаешь ли...
  4. Полагают, что мир до них не существовал и все в мире начинается здесь и сейчас именно с них. Эдакие нувориши.
То есть все то, что выглядит, как "нудёж" старших, все что требует внимательного осмысления и изучения и то, что хают все сверстники – все это провозглашается "классическим".

Друзья, представьте, что мы говорим не о "классическом" маркетинге, а о классической музыке или литературе… Бывает либо музыка, литература или маркетинг, которые остаются в веках, либо это другое – временное, не имеющее поддержки и развития, и, через время, становящееся не понятным и не работающим. И есть лишь одна реально весомая причина назвать что-то "классическим" – полагать это основой, базисом для последующего развития.

О Классическом маркетинге

"Классический маркетинг" – понятие несуществующее. Маркетинг развивается и нет предела, рубежа после которого он остановился в развитии и на его место пришла и укоренилась иная его концепция. Отсутствие знаний в области маркетинга, нигилизм или желание прославиться не может быть основанием "задвинуть" маркетинг в угол и начать стоить здание собственного успеха на чем-то другом. Для погружения в тему развития маркетинга очень рекомендую к прочтению книгу: "Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе"

Авторы описывают стадии трансформации маркетинга:
За последние 60 лет маркетинг перешел от версии, в которой главное место отведено продукту (маркетинг 1.0), к версии, где в центре внимания находится потребитель (маркетинг 2.0). Сегодня мы наблюдаем, что маркетинг опять меняется в ответ на новые изменения среды. Компании расширяют сферу своих интересов: сначала их интересовали только продукты, потом – потребители, а теперь уже проблемы человечества. Маркетинг 3.0 – это этап, когда компании переходят от ориентации на потребителя к ориентации на человека и когда погоня за рентабельностью сочетается с корпоративной ответственностью.

"Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе"
Айвен Сетиаван, Филип Котлер, Хермаван Картаджайя ISBN: 978-5-91657-473-9

Практически уверен, что нувориши-маркетёры, революционеры и дизайнеры "новейших" маркетинговых концепций, полагающие что есть отличие маркетинга Ф. Котлера от их "современного маркетинга", не читали эту книгу ни-ког-да!

О том, что маркетинг – развивающаяся наука и не существует такого понятия, как "классический маркетинг" говорит и такой показательный пример… После каждой встречи Ф. Котлера с читателями, аудитория тащит экземпляры книг мэтра ему на подпись. Однажды, после очередной встречи, Ф.Котлер отказался подписывать экземпляр его книги "Маркетинг менеджмент", сославшись на то, что второе издание, поданное ему для автографа, устарело и недавно вышло третье издание, в котором многое из его взглядов на маркетинг были пересмотрены.

О маркетинге производителя

Важно понимать, что маркетинг, по сути своей, – это действительно "маркетинг производителя". Точнее, за тот менеджмент(!), которым мы с вами занимаемся, платит именно производитель. Да да! Не покупатель, когда оплачивает товар или переплачивает за бренд, вынуждено оплачивая "маркетинговую наценку" на средне-статистический продукт, а именно производитель и (или) торговец.

Потребителю маркетинг-менеджмент не нужен! Ему нужны товары и услуги. Он заинтересован в удовлетворении своих потребностей, и если это удовлетворение можно получить без дополнительного менеджмента – так тому и быть! И сколько бы столетий не прошло и сколько бы трансформаций не привели к кардинальному изменению маркетинга, всегда одно останется непреложным – маркетинг оплачивает производитель и продавец, поскольку это именно их затраты и это именно их работа. Не хотят – никто не неволит, за внимание потребителей с удовольствием конкуренты поборются без них.

Маркетинг в целях потребителя

Попытки представить становление и последующее развитие маркетинга как науки обогащения производителя, а "новый маркетинг" – как что-то иное, были всегда. Полагать, что Ф. Котлер, описывая "Маркетинг 1,0" говорит о маркетинге – как о инструменте наживы производителя, а о последующем развитии маркетинга, как о чем-то другом – можно сколько угодно. Но все это напоминает, "номенклатурно-советское":
Пастернака не читал, но осуждаю!

Позвольте процитирую...
Цель промышленного производства заключалась в стандартизации продукции и выпуске ее в максимально возможном количестве, чтобы добиться минимально возможных расходов на единицу продукции. Это в свою очередь позволяет снизить цену и сделать товар доступным для более широкого круга покупателей.

«Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе»
Айвен Сетиаван, Филип Котлер, Хермаван Картаджайя ISBN: 978-5-91657-473-9

Вот какую цель ставил перед собой маркетинг эпохи "дикого капитализма" и даже тогда задача маркетинга – сделать доступным товар широкому кругу потребителей. Ничего не изменилось и сегодня – те же цели у маркетинга и сейчас.

О конвергенции: продукты – в массы

На самом деле, задача маркетинга – это конвергенция. И нет ничего плохого в том, что маркетинг позволяет сблизить позиции рынка и производителя: донести идеи продукта по потребителя и одновременно с этим, помочь производителю сделать то, что нужно рынку, а не то, что производитель умеет производить. Задача сближения (конвергенции) – это именно та задача, которую мы с вами решаем.

Вот только совершенно не стоит путать маркетинг и «впаринг» – методами аттракции, нейропрограммирования решить задачу, скажем, распродажи брака со склада производителя. Состряпать на коленке логотип, заплатить за рекламу, купить полки для одноразового товара, не способного обеспечить повторные продажи – это не маркетинг. Так же, как "вирусное" или СПАМерское воровство внимания – это не реклама. Воровство денег из кармана покупателя – это не продажа. А "«правдами и неправдами» попасть в листинг крупного рыночного игрока и вылететь из него через полгода по причине ошибок логистики – это не дистрибьюция.

О том, когда сближение производителя и потребителя не происходит

Если уж владельцы бизнеса полагают маркетинговых специалистов снобами, то наше с ними понимание маркетинга, действительно, разниться и наши позиции надо сближать. Маркетолог принужден решать две глобальные задачи:
  • сделать усилия по сбыту ненужными – сделать так, чтобы производитель и торговец быстрее и проще коммуницировали со своим потребителем;
  • удовлетворить потребность потребителя в товарах и услугах – сделать такое удовлетворение для потребителя делом простым и приятным.
Это важно понимать и доносить это понимание до вашего, уважаемые маркетологи, владельца бизнеса:
Две чаши весов (удовлетворенный потребитель и довольный производитель) должны быть уравновешены. Как только производитель или торговец решает, что он непременно хочет удовлетвориться за счет потребителя, а вы соглашаетесь стать инструментом такого удовлетворения, в этот момент ваш босс из предпринимателя превращается в стяжателя, без рыночной перспективы – потребитель обязательно отомстит. Вы же из маркетинговых специалистов превращаетесь в банальных воров: доверия, внимания, денег; без перспективы карьерного и профессионального роста.

Согласитесь, такое сближение производителя и потребителя не наступает чаще не потому, что маркетинг стал «классическим», или «сшивка» не происходит по вине маркетолога. В подавляющем числе случаев это сближение не происходит по причинам:

  • Банальной жадности. Ну просто очень жалко денег на маркетинг («может оно само, как нибудь…»). И все безбюджетные и вирусные маркетинги, многорукость маркетологов, самопальная неэффективность рекламы и мифы об активных продажах – только по этой причине!
  • Деньги на новую поточную линию – это инвестиции в своё, а структурировать, воспитывать рынок, давать знание о товарах и услугах, при наличии на рынке конкурентов – это затраты «в эфир». И даже бренд – это если и актив, то все равно «не материальный».
  • И даже если маркетинг и продажи важны для бизнеса, то только в качестве инструментов формирования прибыли. Да, маркетинг хорош для формирования базы клиентов, LTV, социализации, для будущего, для развития, инноватики, импортозамещания и прочей правильной перспективной «хрени». Только бизнесу с логикой «купил-продал» это зачем?
  • От четкой уверенности, что выручка формируется не в отделе маркетинга, а в отделе продаж. Если нужно больше картошки, то нужно больше лопат и копателей выгнать на поле. А что они копают, если картофель на поле никто не сажал?!
  • И от… снобизма бизнесменов, полагающих себя властителями умов, активов, довольно небрежительно относящихся к наемным маркетинговым специалистам, подрядчикам, к НДФЛ, рынку.



p.s. «Что что? Верхние уровни воронки продаж? Не подготовленные потенциальные клиенты? Реклама нужна? Не умничай! Вы сначала холодными звонками соберите тех, кто готов купить…» – типичный монолог владельца бизнеса – героя нашего времени!
  2.66K просмотров

Блог


Поделиться: