Расчет размера выборки

Когда необходимо рассчитывать размер выборки?

Перед началом количественных маркетинговых исследований требуется определить размер выборки – сколько представителей из целевой аудитории должно быть охвачено исследованием.   Определение размера выборки не требуется для качественных исследований (обратите внимание, что здесь понимаются формально количественные методы, такие как контент-анализ; простые описательные проекты относятся к количественным). Расчет размера выборки можно не выполнять перед проведением предварительных, пилотных исследований. Отсутствие данные о размере аудитории и неправильное определение размера выборки – одни из наиболее частых причин неверных выводов о планируемом, о том или ином маркетинговом решении или о результатах рыночной деятельности. 

Почему размер выборки важен для маркетингового исследователя?

При проведении исследований, которые определяют распространенность некоей характеристики в популяции (мнении у целевой группы о том или ином предмете маркетинга или уровня охвата аудитории мероприятиями продвижения), расчет размера выборки необходим для того, чтобы полученные оценки имели желаемую степень точности.


Расчет размера выборки

85%   90%   95%   97%    99%   99,7%
 






Расчет доверительного интервала
("погрешность", ± % )

85%   90%   95%   97%   99%   99,7%
 




Если размер генеральной совокупности более 1 000 000 или сложно оценить точно иначе чем фразой "ну очень много" — можно просто оставить поле пустым.

Пояснения

Доверительная вероятность показывает, с какой вероятностью случайный ответ попадет в доверительный интервал. Для простоты можно понимать её как точность выборки. Как правило, используется 95%, но в условиях малых бюджетов и для небольших выборок, когда высокая точность не нужна, вероятностью можно пожертвовать и понизить её уровень до 90% и даже до 85% (главное не забыть учесть это в процессе анализа и в выводах). И наоборот, чем большую выборку может себе позволить исследователь, тем выше можно установить точность полученных данных.

Доверительный интервал можно понимать как погрешность – размах части кривой распределения по обе стороны от выбранной точки, область, куда могут попадать все возможные ответы.

Необходимы пояснения для тех, кто в первый раз сталкивается с понятиями доверительной вероятности и доверительного интервала. Например, выборка в 384 человека для генеральной совокупности более 500 000 человек (например, один из административных округов Москвы) означают доверительную вероятность 95% и доверительный интервал ±5%. То есть при проведении 100 исследований с такой выборкой (384 человека) в 95 процентов случаев получаемые ответы по законам статистики будут находиться в пределах ±5% от исходного.

Если еще упростить то, опросив 384 человка из полумиллиона и получив искомое значение "Х", можно утверждать, что 95% человек или 475 000 ответов попадут в интервал Х±5%, оставшиеся 25 000 ответов попадут "пальцем в небо", то есть за пределы полученного интервала.

Процент ответов . Применяемая формула предполагает, что на заданный вопрос существует два варианта ответа "да" или "нет", "белый" или "черный" и так далее. Чем более равноценны оба варианта ответов, чем ближе пропорция к 50/50, тем бОльшую выборку надо брать. Поэтому если это соотношение заранее неизвестно (а это как правило так и бывает до начала исследований), то надо ставить 50 %. По умолчанию именно такой вараинт и установлен в формуле калькулятора. Наоборот, проведя исследования и зная процент можно скорректировать доверительный интервал, полученный по факту.

Применяемые Формулы

Формулы расчета размера выборки, применяемые в калькуляторе.

Размер Выборки

SS =  
Z2 * (p) * (1-p)

C2

где:

Z = Z фактор (например 1,96 для 95% доверительного интервала)
p = процент интересующих респондентов или ответов,
в десятичной форме (0,5 по умолчанию)
c = доверительный интервал, в десятичной форме
(например, 0,04 = ±4%)

Корректировка для малой генеральной совокупности

SS

CSS =
1 +
ss-1

pop

где:

ss = размер выборки
css = скорректированная выборка
pop = генеральная совокупность


  12 036 просмотров

Материалы по теме:

Учебник «Основы маркетинга»


Поделиться: