Энциклопедическая история маркетинга
XVII век в истории маркетинга
1612 год. В Париже, вышла первая известная газета с рекламными объявлениями — «Journal General d’Affiche».
1652 год. Первое рекламное объявление с иллюстрацией. Это было объявление ювелира Хью Клаф (Hugh Clough) о краже драгоценных камней, в британской прессе.
1657 год. Первая рекламная газета. Газета «The Publick Advertiser published», вышедшая в 1657 году, полностью состояла из опубликованных объявлений
1677 год. Первый торговый каталог. Первый торговый каталог вышел в Лондоне и назывался «Samuel Lee’s Collection of Names of Merchants living in & about the City of London». Он содержал имена купцов, живущих в Лондоне.
1681 год. Первый каталог цен. «The Merchants Remembrancer» напечатал первый список котировки цен на Лондонской Фондовой Бирже.
1690 год. В Токио основатель знаменитого торгового дома и рода Мицуи Такатоси Сокубэй и открыл первый универсальный магазин. Об этом пишет Питер Дукер, который считал родиной маркетинга Японию. В этом магазине г. Мицуи проводил торговую политику, о которой можно прочесть в другой заметке: "История торгового маркетинга".
XVIII век в истории маркетинга
1707 год. Первая бесплатная газета объявлений. «The Generous Advertiser» («Щедрый рекламодатель») – вышла в Лондоне с заявленным тиражом 4000 экземплдяров.
1793 год. Первая массовая рекламная кампания. Александр Роуланд провел рекламную кампанию масла «Rowland’s Macassar Oil», ставшую самой заметной в викторианской Англии. Эта кампания спровоцировала ответные действия конкурентов известные, как “anti-macassar”.
XIX век в истории маркетинга
Сайрус Маккормик [Cyrus Hall McCormick] (больше известен как конструктор первого комбайна и владелец предприятия по производству жаток), первым, указал на то, что маркетинг должен стать центральной функцией компании, а специальной задачей менеджера по маркетингу должна стать задача по созданию круга потребителей. Он создал такие направления современного маркетинга, как изучение и анализ рынка, принципы ценовой политики и сервисного обслуживания.
1820 год. Первое использование носимой и передвижной рекламы.
1836 год. В России выходит издание «Взгляд на московские вывески». автор. Ф.Дистрибуенди. Москва. Типография Смирнова. В книге описывается история вывесок, виды вывесок: обыкновенные, курьезные, изящные.
1841 год. г. Первое в США рекламное агенство, которое открыл Вольне Палмер (Volnay Palmer) в Филадельфии.
1843 год. Первое рекламное объявление с фотографией
1844 год. В Великобритании напечатан первый справочник рекламодателя – «Advertiser’s Guide to the Newspaper Press of the UK», первый подробный каталог британской прессы
1850 год. Появилась рекламная конструкция «sandwichman».
1856 год Первая статья о принципах медиапланирования. Charles Mitchell публикует в своей авторской рубрике в газете эссе, «Философия рекламы», в котором излагает принципы копирайтинга, мониторинга тиражей и анализа рекламного рынка.
1863 год Первое агенство наружной рекламы. Компания Sheldon, Son & Co в 1863 предложила рекламодателям размещать постеры на арендованных у нее местах.
1866 год. Первое цветное изображение в рекламе. Жюль Шере (Jules Cheret) напечатал первые афиши с большими цветными иллюстрациями.
1876 год. Первая государственная реклакламная кампания. Правительство Великобритании провело первую широкомасштабную рекламную кампанию по информированию о преимуществах государственных сбережений, страхования жизни и аннуитетов. Был напечатано миллион рекламных листовок.
1890 год. Первое использование известной личности в рекламе. В рекламе «Грушевого мыла» используется репродукция портрета Lillie Langtry (британская актриса и «светская львица»), написанного Джоном Милле (John Millais) и подтверждение того, что она им пользуется с факсимиле, самой Лилли.
1894 год. В России выходит книга Н. Плинского «Реклама. Ее значение, происхождение и история. Изд. Щепанского. С.-Петербург.
XX век в истории маркетинга
1900 год. Cоздано Общество защиты рекламодателей Англии (Advertisers’ Protection Society (APS).
1901 год. В США опубликован "Отчет Промышленной комиссии по продажам сельскохозяйственной продукции" (Government Printing Office (1901), Report of the Industrial Commission on the Distribution of Farm Products, (VI). Washington, DC: Government Printing Office.), в котором был впервые проведен анализ рынка и который по праву можно считать первым маркетинговым исследованием.
1901 год В России выходит издание «Искусство рекламировать».
1902 год. В университетах США. (Эдвард Джонс [Eoward Jones] - Мичиганский университет, Саймон Литман [Simon Litman] - Университет Беркли в Калифорнии, Джордж М. Фиск [George М. Fisk] - Университет Иллинойса.) были впервые прочитаны краткие курсы по пока еще не существующей специальности маркетинга.
1902 год. «Теория и практика рекламы» – является первой опубликованой работа, посвященной рекламе в США. Ее автор Уолтер Дил Скотт профессора психологии Северо-Западного университета в Чикаго.
1908 год. В США создаются первые коммерческие компании, формируются первые отделы маркетинга.
1909 год. Начало выпуска первого массового автомобиля - «Форд-Т», который стал предтечей первого этапа развития маркетинга - товарного маркетинга.
1910 год. Ральф Батлер [Ralph Butler] в Висконсинском университете читает первый постоянный курс «Методы маркетинга»
1911.«Картис Паблишинг Кампани» организует отдел изучения рынка.
1917 год. Ральф Батлер [Ralph Butler] впервые сформулировал и предложил общественности концепцию маркетинга.
1910 - 1915 годы можно считать периодом формулирования функций маркетинга в работах по научному менеджменту: Taylor (1911 год), Gilbreth (1911 год), Arch Shaw's (1912 год).
1922 год. Опубликована монография «Принципы маркетинга» [Principles of Marketing] Фреда Эмерсона Кларка (Clark Fred Emerson) – основополагающий труд, определивший принципы маркетинга. В в заголовке работы впервые использовался термин «маркетинг».
1926 год. Создана «Национальная ассоциация маркетинга и рекламы» (США).
1931 год ознаменован появлением концепции "brand-менеджмента". Нейл МакЭлрой (Neil MacElroy) – руководитель департамента по продвижению товаров в компании Procter&Gamble - организовал маркетинговый департамент по принципу раздельного управления каждой маркой.
1934 год. Издан первый журнал о маркетинге "American Marketing Journal",
1935 год. Издается еще один журнал о маркетинге "National Marketing Review",
1936 год. Еще один журнал о маркетинге "Journal of Marketing" (журнал AMA).
1940 год. Первое систематизирование изложение маркетингового подхода к управлению предприятием: "(Marketing". Alexander, Surface, Elder and Alderson).
В 40-х годах в странах Западной Европы и Японии стали появляться ассоциации и организации маркетинга, международные организации: "Европейское общество исследования маркетинга и общественного мнения" (European Society on Public Opinion and Marketing Research - ЭСОМАР) (1948), Европейская академия маркетинга , Международная Федерация маркетинга (IMF).
1950 год. Вышла в свет одна из первых теоретических работ в области маркетинга: Кокс и Алдерсон «Теория маркетинга» (R.Cox and Wroe Alderson. «Theory in Marketing»).
1953 год. В президентском обращении к Американской маркетинговой ассоциации Нилом Орденом впервые предложен термин комплекс маркетинга ("маркетинг-микс"). Борден использовал работы Джеймса Каллитона, в которых маркетолог был описан как человек, координирующий процессы и комбинирующий в работе различные элементы.
1957 год. Публикуются работа о маркетинге «Marketing Behavior and Executive Action». Автор W. Alderson.
1960 год. Роберт Кейт (Robert Keith) говоря о «маркетинговой концепции» пишет об ориентации на покупателя и провозглашает маркетинговую эру.1960 год. Ж. Маккарти предлагает модель, раскрывающую содержание комплексности маркетинга, названную «4Р» и объединяющую четыре элемента (product, place, price, promotion).
1965 год. Нэйл Борден окончательно сформулировал концепцию «marketing-mix», который, как он считал, маркетологи смогут использовать для влияния на решения о покупках, принимаемые потребителями (N. Borden, «The concept of the marketing mix»).
1968 год. Публикация первой книги, посвященной поведению потребителей: «Поведение потребителей» [Engel, Blackwell and P.Miniard «Consumer Behavior»].
1969 год. Еще одна книга о потребителях: «Теория покупательского поведения» (Howard and Sheth. «Theory of Buyer Behavior»).
1973 год. "Национальная ассоциация маркетинга и рекламы" переименована в "Американская маркетинговая ассоциация" (Аmerican Мarketing Аssociation), которая сегодня объединяет около 23 тысяч преподавателей, научных работников и представителей делового мира.
1975 год. Ф.Котлер публикует первую работу в области некоммерческого маркетинга [Ph. Kotler. «Marketing for Non-Profit Organizations»], в которой говорит о маркетинге в социальной сфере. МАРКЕТИНГ Факты и события в истории маркетинга
1990 год. Издана книга «Великий поворот маркетинга» [Stan Rapp & Tom Collins. «The great Marketing Turnaround»]. Авторы этой книги Стен Рапп и Том Коллинз сформулировали понятие «Маркетинг прямых заказов» и понятие «Маркетинг отношений».
1996 год. Дж. Рейпорт ввел термин "вирусный маркетинг" и определил его как рекламу, рассчитанную на легко внушаемых клиентов.
Вехи маркетинга в России
1878 год. Первое рекламное агентство в России открыл Людвиг Метцль. Им учреждена «Центральная контора объявлений торгового дома Л. Метцель и Ко». Ему приписывают слоган: «Реклама двигатель торговли».
1974 год. Выход первого на русском языке систематизированного сборника статей под названием «Маркетинг».
1976 год.. При Торгово-промышленной палате СССР создана «секция по вопросам маркетинга».
1980 год.. В ряде ВУЗов Москвы (МГИМО, МИНХ им. Плеханова, ВАВТ, МИУ им. Орджоникидзе, МГУ ) введен курс маркетинга.
1990 год.. Президиумом ВС РСФСР приятно постановление «Об организации института системных исследований и маркетинга при СМ РСФСР».
1990 год.. В Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова была создана первая независимая кафедра маркетинга.
1992 год. В России начато издание журнала «Маркетинг»,
1993 год. Создана Российская Ассоциация Рекламных Агентств (сейчас – АКАР).
1995 год. Создана Российская ассоциация маркетинга (РАМ). Сегодня ассоциация объединяет 124 организации из 36 регионов России.