Чем отличается маркетолог от рекламщика?
Уборщики любят себя называть «специалист по клинигу», доярки – «оператор машинного доения», а «интаграмологи» – все повально «маркетинговые специалисты. Вот и в отношении таких людей, как: «рекламщик», говорят много, выдавая одно за другое и желаемое за действительное.
Первое, не кто, а что!
Дело в том, что ультра-современные «клинеры», как и их коллеги – простые уборщицы, запросто заметут веником грязь под столетний персидский ковер. Дело не в названии должности. Дело в сути деятельности! За деятельностью («деятельность» – я так делаю) должны стоять не личное умение, мнения и амбиции, а принципы, законы и правила, в которых все эта деятельность описана и документирована.
Поэтому и в данном случае, отличие нужно искать не в личном субъективном мнении о том, что люди делают и как это они называют, а в сути самой деятельности (науке, прикладной деятельности, специальности). Поэтому, разбираться с тем, чем отличается «маркетолог» от «рекламщика» мы будем, разбирая отличие «маркетинга» от «рекламы». Для начала, давайте о том, что же такое «реклама» – с ней разобраться проще!
Что за реклама-то?
- есть политическая реклама,
- есть реклама общественная и социальная (вгзлядов и отношений в обществе),
- есть реклама коммерческая – ради «всучивания» и «впаривания» чего-либо с целью получения денег,
- есть реклама в целях маркетинга.
Чел, что занимается одним из этих видов рекламы, называется «рекламщик»!
Найдите в перечисленном выше слово «маркетинг»... Понятно, да? Производимая, транслируемая и распространяемая реклама, в большом числе случаев, – это не про маркетинг! Таким образом, кто-то из рекламщиков запросто может не быть маркетологом, ибо занят он не маркетингом, а «выкрикиванием». Понять это утверждение можно легко – рекламщикам на телевидении, радио, владельцам площадок для показа рекламы в интернете, безразлично, что показывать в рекламе! Им все равно, если это законно и не аморально!
До того, как начать разбираться с отличием маркетинга и рекламы, хорошо бы разобраться с отличием одной рекламы от другой. Если отличие политической от коммерческой рекламы очевидно, то вот чем отличается реклама в целях торговли от рекламы в целях маркетинга?
По поводу «всучивания» и «впаривания»...
Толпы интернет-затрахологов – директологов, инстаграмологов, таргетологов – занимаются рекламой и вообще (!) не понимают, как рекламируемые ими товары удовлетворяют (или нет) потребителей. Они вообще не интересуются: купили эти товары или нет? Появилось ли от купленного разочарование у потребителей – это их не интересует! При этом, они всею толпой дружно называют себя «маркетологи». Поэтому, разбираемся...
Что отличает рекламу в целях маркетинга от рекламы в целях сбыта товаров?
- Цель маркетинга – удовлетяорять потребности потребителей в товарах и услугах.
- Цель коммерческой Рекламы – обеспечение коммуникации между компанией и ее потребителями – выкрикивать имена товаров и мест их продажи.
Именно поэтому, отвратные и никому не нужные товары по дорогущим ценам, большое число компаний, пытаютя продать с помощью рекламы, совсем, совершенно и аблюлютно не понимания сути, основ и принципов маркетинга и даже не пытаясь удовлетворить людей: «ничего личного, это просто бизнес!».
Поэтому рекламщик это:
- или маркетолог, поскольку его реклама служит удовлетворению потребности потребителей;
- или честный торговец – реклама помогает избавляться от произведенного товара;
- или вор. Да! Воры применяют рекламу, чтобы воровать больше!
- или это рекламный агент, байер – тот, кто «сидит» на размещении рекламы. Ну одни макароны продают, а эти, продают места под рекламу.
Разобравшись с тем, что бывает какая-то кричащая коммерческая реклама, есть реклама вора, а бывает реклама в целях маркетинга, давайте разбираться с тем, какое же место рекламы в комплексе маркетинга. А для начала…
Почему маркетинг – это не ради «громко кричать», а ради людей?
Цель такой науки, как «экономика» – рачитетельное хозяйствование (не экономное, а разумное). Цель «торговой деятельности» – больше продавать. Цель рекламы – кричать громче и четче. Цель маркетинга – помочь людям сделать правильный выбор из большого числа предложений товаров и услуг, чтобы выбранное максимально: удовлетворяло, было удобным в применении, чтобы купить это выбранное можно было легко и быстро.
Зачем помогать людям? Нет, маркетинг – это вовсе не благотворительность и не только социальная ответственность и «благое» дело. Удовлетворенные потребители покупают больше, покупают охотнее, проще расстаются с деньгами и приходят за покупками снова и снова. Так, маркетинг решает одновременно две задачи:
- помогает людям получать удовлетворение (1);
- помогает компаниям решать свои рыночные, социальные, экономические и бизнес-задачи (2);
Поймите это точно!
- Потребители, покупая те или иные товары и услуги, решают свои задачи;
- Бизнесмены решают свои задачи: капитализация, прибыльность бизнеса;
- Экономисты в компании решают задачи экономические: доход, затраты, прибыль, рентабельность, постоянные и переменные затраты;
- Продавцы компании – задачи торговые: выручка, рентабельность продаж;
- Юристы – юридические;
- Ивесторы – обеспечивают возвратность и рентабельность инвестиций;
- Бухгалтеры – задачи точного движения денег и своевременности уплаты налогов;
- Маркетологи удовлетворяют потребителей и, тем самым, помогают решить задачи всем выше перечисленным!
А еще маркетолог, помогая людям, обеспечивает тесную связь продавца и потребителя. Эта связь, длящаяся годами, позволяет компании годами зарабатывать, а людям – постоянно повышать качество жизни. Таким образом, маркетологи, в отличии от прочих специалистов компании, постоянно занятых решением насущных задач, заботятся еще и о завтрашнем дне!
Таким образом, разобравшись с тем, ради чего и кого работают маркетологи (в том числе и делая рекламу), стоит рассказать о том...
Где место рекламы в маркетинге?
Маркетинг – комплексная деятельность, представляет собой сочетание нескольких направлений деятельности, непременно взаимосвязанных между собой и влияющих друг - на друга. Маркетологи говорят о «маркетинг микс» (4Р) – четыре основных вида деятельности:
- Промоушен (!!!!);
- Прайс;
- Плейс;
- Продакт.
Первый пункт – «промоушн микс» это, в свою очерпедь, тоже комплексная деятельность, называемая «комплекс промотирования», который состоит:
- PR;
- Торговый маркетинг;
- Реклама (!!!!);
- Директ-коммуникации.
Таким образом, маркетологи, как и продавцы, воры и бизнесмены, используют рекламу, но, в данном случае, в своих целях и на помощь потребителям.
У рекламы в целях маркетинга не может быть отвратного товара, нечестных меседжей и неоправданных обещаний. Эта реклама не призвана сбывать брак или товар с недостатками. Эта реклама объясняет, убеждает сделать выбор того, что выгодно потребиетлю и удовлетворит его потребности.
В свою очередь...
Те кто зарабатывают, размещая рекламу и продавая места под рекламу:
- или понимают, как рекламируемые товары удовлетворяют людей – тогда они называются маркетологи.
- или они просто торгуют местами под рекламу и наплевать им на людей.
Понимаете?
Те, кто сидят на подряде размещения «рекламы», вообще ничего не понимают: в рекламируемом товаре, его сегменте рынка, в динамике спроса, понятия не имеют о конкуренции товаров, о равновесной цене на этот товар. Они просто «кричат» в пространство имена и места продаж!
Про вопрос...
Вопрос этот важный и относится к категории принципиальных (принципо-полагающих). Такие вопросы не задают суетно в интернете. Иначе, вы получите вал ответов от этих самых «интерннет-затрахологов» с их своеобразным пониманием того, что такое реклама и абсолютным незнанием того, что такое маркетинг. Если вам нужны системные знание, определяющие ваше будущее и вашу профессию, то читайте: Котлер, Армстронг «Маркетинг-менеджмент»!