Продажи "высоких цен"
Сегодня придется-таки поднять одну из самых сложных тем в маркетинге продаж - тему по "высокой цене", с подачи одного из посетителей сайта "Записки маркетолога". Сколько бы звезд не было на погонах трейд-маркетолога, сколько бы "копий не было сломано", буквально все продавцы испытывают порой сложности при работе с товаром, на который установлена "высокая" цена.
31.08.2012
Сегодня придется-таки поднять одну из самых сложных тем в маркетинге продаж - тему по "высокой цене", с подачи одного из посетителей сайта "Записки маркетолога". Сколько бы звезд не было на погонах трейд-маркетолога, сколько бы "копий не было сломано", буквально все продавцы испытывают порой сложности при работе с товаром, на который установлена "высокая" цена.
Для начала необходимо уяснить, что "высокая" цена может быть таковой и казаться таковой.
Если цена не обоснованно высока - это еще не означает, что она не приемлема для рынка и не имеет оснований. Скорее всего, менеджер или клиент не согласен с ценовым позиционированием (1), и(или) не имеет информации (2) о целях и задачах маркетинга компании применительно к этому продукту на рынке.
И только? О... далеко не только это влияет на заключение покупателя о том, что: "Ваш товар - дорогой!".
Лица, принадлежащие к одному и тому же классу, социальному слою, профессиональной группе, склонны вести себя практически одинаково, в том числе, и при совершении покупок. Но... в каждой группе есть ретрограды, традиционалисты, перфекционисты и новаторы. Влияние цены на их выбор в пользу тех или иных товаров для этих групп различен. А есть еще перфекционисты. На бытовом уровне перфекционизмом называется чрезмерное стремление к совершенству, склонность предъявлять самому себе и окружающим людям очень высокие требования.
Ну, это о покупателях? А что с клиентами? Представляете, а представитель клиента, принимающий решение о выборе того или иного товара не чужд логике покупателя, и простая житейская логика, привычка экономить, скажем, постоянно будет давлеть на него, влияя на выбор.
Попытка продать дорогой и качественный "продукт" дистрибьютору, который за полпроцента грузит что-то вагонами в Норильск - абсурдна априори. Причем уж тут правильно-неправильное маркетинговое позиционирование товара?! И ужасна судьба марки-новинки из сегмента "мидл" попавшего в руки этой компании (еще не известно что лучше: возьмутся они торговать товаром, или нет).
1. Вероятно, пытаетесь дать скидку?
2. Кидаетесь в пучину полемики обоснования цены?
3. Пытаетесь вначале продать себя, значимость своей компании?
Напрасным считаю комментарий о том, что мы должны знать не только свой товар, но и предложения конкурентов, а также считаю напрасной продажу себя с порога, если Вы, к примеру, не "Мерседес", или "Apple".
1. Не извиняйтесь и не оправдывайтесь. Не комментируйте цену конкурента (в подавляющем большинстве случаев, Вы не так четко знаете принцип ценообразования конкурента, выгоду клиента от работы с конкурентом и т.п.)
Не применяйте:
2. Не комментируйте внутрифирменную причину высоких цен:
Для начала необходимо уяснить, что "высокая" цена может быть таковой и казаться таковой.
Если цена не обоснованно высока - это еще не означает, что она не приемлема для рынка и не имеет оснований. Скорее всего, менеджер или клиент не согласен с ценовым позиционированием (1), и(или) не имеет информации (2) о целях и задачах маркетинга компании применительно к этому продукту на рынке.
Отсутствие четкого позиционирования (1)
Отсутствие четкого позиционирования (см. 2) и информации о продукте (предложении) может привести к тому, что клиент (покупатель) будет склонен принижать ценность Вашего предложения (в силу желания купить "все за копейку", или неверия в Ваши возможности). В этом случае, возражение о "высокой цене" - справедливо, ситуация - поправима и она - в руках бренд-мейкеров, трейд-маркетологов, PR-специалистов и рекламщиков.Не согласен с ценовым позиционированием (2)
Если клиент, менеджер не согласен с ценовым позиционированием, то вот это интересный для нас, применительно к этой заметке маркетолога, случай. Большинство маркетинговых материалов, которые во в множестве присутствуют в интернете, говориться, в основном, о тактике обхода возражений клиента - тактике "!лукавства" менеджера, позволяющей нейтрализовать или, по крайней мере, минимизировать возражение клиента о "высокой" цене. Обязательно и я остановлюсь на этом, но вначале, принципиально о другом аспекте проблемы:Найдите своего клиента
Логика покупателя, осуществляющего сравнительный анализ цен конкурирующих товаров, не подчиняется математическим законам. На логику выбора, на осозннанно-бессознательное заключение о том, что одни товары дешевле других, весьма существенное влияние, скажем, оказывает раскрученность правильно отпозиционированной марки, те усилий, которые надо приложить для совершения покупки.И только? О... далеко не только это влияет на заключение покупателя о том, что: "Ваш товар - дорогой!".
Лица, принадлежащие к одному и тому же классу, социальному слою, профессиональной группе, склонны вести себя практически одинаково, в том числе, и при совершении покупок. Но... в каждой группе есть ретрограды, традиционалисты, перфекционисты и новаторы. Влияние цены на их выбор в пользу тех или иных товаров для этих групп различен. А есть еще перфекционисты. На бытовом уровне перфекционизмом называется чрезмерное стремление к совершенству, склонность предъявлять самому себе и окружающим людям очень высокие требования.
Ну, это о покупателях? А что с клиентами? Представляете, а представитель клиента, принимающий решение о выборе того или иного товара не чужд логике покупателя, и простая житейская логика, привычка экономить, скажем, постоянно будет давлеть на него, влияя на выбор.
Стратегически, на уровне компании
Есть компании, стратегия которых на рынке активное позиционирование, постоянный маркетинг и менеджмент продвижения своих продуктов, услуг и себя. Есть те, кого называют "сливщики" - это не те, кто снимает сливки. Стратегия этих компаний умещается в фразу: "продавай дешевле, много и быстро, а оттого обязательно бери дешевле". И это справедливо не только для сегмента масс-маркет - это стиль жизни и философия! Такие бывают и в "лакшери сегменте", правда там с ними с успехом и жестоко борются.Попытка продать дорогой и качественный "продукт" дистрибьютору, который за полпроцента грузит что-то вагонами в Норильск - абсурдна априори. Причем уж тут правильно-неправильное маркетинговое позиционирование товара?! И ужасна судьба марки-новинки из сегмента "мидл" попавшего в руки этой компании (еще не известно что лучше: возьмутся они торговать товаром, или нет).
Манипулируем (как обещал выше)
После ознакомления с Вашим прайсом, клиент говорит: "Вы продаете дороже, чем ваши конкуренты". Что вы делаете в этом случае:1. Вероятно, пытаетесь дать скидку?
2. Кидаетесь в пучину полемики обоснования цены?
3. Пытаетесь вначале продать себя, значимость своей компании?
Напрасным считаю комментарий о том, что мы должны знать не только свой товар, но и предложения конкурентов, а также считаю напрасной продажу себя с порога, если Вы, к примеру, не "Мерседес", или "Apple".
1. Не извиняйтесь и не оправдывайтесь. Не комментируйте цену конкурента (в подавляющем большинстве случаев, Вы не так четко знаете принцип ценообразования конкурента, выгоду клиента от работы с конкурентом и т.п.)
Не применяйте:
Клиент: У Вас высокая цена!
Вы: Насколько высокая? Посмотрите: у наших конкурентов цена за единицу на 5% ниже, но это же всего 10 руб. за единицу дешевле.
Клиент: Это не на 10 рублей дешевле, а на 50 рублей дороже у Вас! На кой хрен Вы сравниваете оптовые цены? Вы не понимаете что нужно сравнивать розничные?
Не применяйте:Вы: Насколько высокая? Посмотрите: у наших конкурентов цена за единицу на 5% ниже, но это же всего 10 руб. за единицу дешевле.
Клиент: Это не на 10 рублей дешевле, а на 50 рублей дороже у Вас! На кой хрен Вы сравниваете оптовые цены? Вы не понимаете что нужно сравнивать розничные?
Вы: Но Выручка от продажи нашего товара Выше, раз он дороже!
Клиент: Вы что, дебил? А оборачиваемость Вашего товара в днях сколько? Пока я буду получить такую выручку с Вашего товара, за это время я продам на 20% конкурентного товара больше!
Клиент: Вы что, дебил? А оборачиваемость Вашего товара в днях сколько? Пока я буду получить такую выручку с Вашего товара, за это время я продам на 20% конкурентного товара больше!
2. Не комментируйте внутрифирменную причину высоких цен:
у нас импортное оборудование, у нас упаковка больше, у нас импортные технологии...
Это, совершенно точно, никого не интересует, кроме вас!
3. Возражение надо признать. Покажите, что мнение клиента для Вас ценно.
4. Уводите внимание клиента от цен: ну неужели больше нечего обсуждать из Вашего большого и комплексного предложения?
Не используйте:
5. Часто люди думают об одном, говорят другое, а подразумевают третье. Постарайтесь выяснить истинную причину отказа клиента от сотрудничества — возможно, это не цена. Если предположить, что у нас неконкурентные цены, с нами бы никто не работал.
6. Слушайте! А лучше, пишите на диктофон и разбирайте спокойно сказанное клиентом уже "дома". Пока говорит клиент, внимательно слушайте, старайтесь осознать каждое его слово. Пока он говорит, он работает на вас! Его претензия должна быть транслирована маркетологам, бренд-менеджеру для разработки стратегии снятия возражения.
7. Не все и не всегда цены у Вас самые дорогие. Обсудите Ваши ТОПовые позиции, предложите их. Если у Вас их нет... их стоит завести!
4. Уводите внимание клиента от цен: ну неужели больше нечего обсуждать из Вашего большого и комплексного предложения?
Не используйте:
Цена не самое главное, за то мы предлагаем...
Используйте:
Я полагаю, что мы с Вами всегда договоримся по ценам. Обратите внимание на...
5. Часто люди думают об одном, говорят другое, а подразумевают третье. Постарайтесь выяснить истинную причину отказа клиента от сотрудничества — возможно, это не цена. Если предположить, что у нас неконкурентные цены, с нами бы никто не работал.
Если у вас есть другие клиенты, значит, цена не самая плохая, и нужно искать истинную причину отказа. Задавайте вопросы для выяснения общей ситуации, только не превращайте это в пытку клиента.
6. Слушайте! А лучше, пишите на диктофон и разбирайте спокойно сказанное клиентом уже "дома". Пока говорит клиент, внимательно слушайте, старайтесь осознать каждое его слово. Пока он говорит, он работает на вас! Его претензия должна быть транслирована маркетологам, бренд-менеджеру для разработки стратегии снятия возражения.
7. Не все и не всегда цены у Вас самые дорогие. Обсудите Ваши ТОПовые позиции, предложите их. Если у Вас их нет... их стоит завести!
10.52K просмотров
31.08.2012