Ошибки мерчандайзинга и оценка его эффективности

Мерчандайзинг в представлении многих маркетологов в ритейле – это интересное и увлекательное занятие, процесс бесеконечного творчества, в ходе которого «интересно и весело» можно поиграть с товаром, обслуживающим персоналом, мерчандайзерами поставщиков.

09.03.2012

Мерчандайзинг в представлении многих маркетологов в ритейле – это интересное и увлекательное занятие, процесс бесеконечного творчества, в ходе которого «интересно и весело» можно поиграть с товаром, обслуживающим персоналом, мерчандайзерами поставщиков. В это процесс вовлекаются все от сотрудников магазинов, до поставщиков, и перед всем этим менеджментом ставится цель "навести порядок" в торговом зале.
Либо мерчандайзинг представляется, как дизайн маркетингового пространства магазина. В этом случае, приглашается сторонние дизайнеры, и их задача, обращенная к товару в магазине - «сделать дизайнерски правильно». В результате такого творчества возникают ошибки мерчандайзинга.

Типичные ошибки
1. О зонировании и выкладке:
- в итоге все очень красиво, но не функционально. В результате чего магазин, скорее всего, становится похож на картинную галлерею;
- в итоге все становится максимально удобно для персонала, функционально, и магазин становится складом мелкооптовой торговли.

2. Эксперименты с площадью и полками
- проходы по четыре метра в супермаркете с небольшой проходимостью;
- выкладка икры в свободном доступе, или ее несут в кассу работники магазина, где покупатель ее забывает (а часто просто становиться в другую кассу, где очередь меньше);
- строятся тематические композиции с товаром (по акции, или на паллетной выкладке с целью "дизайна" к празднику), так, что к такой "красоте" покупатель боится притронутся. Надо различать выкладку, промо и витрину.

3. Работаем только с "этим" товаром
- товар, который сами производим,
- который выгоден,
на стелажах в три стеллажа сверху донизу тоскливо смотрит на покупателями тысячами фейсингов.

4. Дизайнерское оборудование
- в итоге все очень красиво, но не функционально;
- не всегда "дизайнерское" удобно для обслуживание больших потоков покупателей;
- не всегда дизайнерское надежно при постоянном контакте с большим количеством покупателей;
- и (или) потребляет много света, электричества, требует обслуживания.

5. Экономия на функциональном
- на торговом оборудовании,
- на плотности расстановки оборудования, выкладки или развески товара,
- на мелочах: ключки, вешала,
неизбежно провоцирует хаос в торговом зале, который "отрабатывает" персонал магазина, вместо работы с посетителями.

6. Дизайнер стоит денег
- "сами не знаем, но пригласили специалиста, вроде хорошего", заплатили дорого
- итог работы дизайнера - сумасшедшие затраты на оборудование, свет, оформление торгового зала.

7. В результате неверно составленной ассортиментной матрицы
- товара слишком много,
- товара слишком мало или товар вообще не тот, что спрашивают и ищут покупатели.

8. Давайте сделаем "промо"
- нужно понимать это конкретное маркетинговое мероприятие промотирует бренд и продвигает магазин, или только делает первое;
- место под промо должно задерживать внимание, но не стать причиной боя товара, или перекрывать другой товар;
- промо ради роста продаж одного SKU, за счет снижения продаж других конкурентных SKU какой даст "плюс" для магазина;

Со сторонним дизайнером или без, без собственного опыта мерчандайзинга, маркетолог в магазине – источник постоянного "движения". Наличие такого движения (время от времени что-то добавляется или улучшается) - только оправдывает существование лица, ответственного за него, и по факту - это результат отсутствия системного (комплексного) подхода к мерчандайзингу. Отдельными «телодвижениями» роста продаж с полки не добьешся, а жизнь всего магазина превратится в нескончаемую череду мелких дел по принципу «вот сейчас здесь подкрутим, заработает, наверное будет лучше».

Как оценить эффективность мерчандайзинга
По магазину в целом. Об эффективности мерчандайзинга можно судить при помощи следующих показателей:
1. Количество чеков (проходимость торговой точки). Этот показатель отражает доступность магазина. Доступным считается магазин, в котором созданы для потребителей следующие возможности:
  • быстро найти магазин (щиты и указатели, развешенные по городу);
  • быстро подъехать (удобный поворот с проезжей части);
  • быстро припарковаться (чистая парковка с направлением движения и разметкой для стоянки);
  • быстро взять тележку (стоят на входе, различаются по грузоподъемности и объему корзины);
  • свободно перемещаться с тележкой по магазину;
  • быстро сориентироваться, где искать нужные товары (удобные, легкочитаемые таблички и схемы);
  • быстро взять то, что искали (есть в наличии, удобно брать);
  • быстро найти кассы и расплатиться (достаточное количество работающих касс, расстояние между ними позволяет пройти с нагруженной тележкой);
  • быстро выйти из магазина (отдельные автоматические двери на выход).
2. Сумма среднего чека. Отражает количество товара, которое покупатель приобрел за одно посещение магазина. Высокий показатель достигается с помощью комплексных продаж в одном месте (есть все для дома и ремонта).
3. Отдача одного квадратного метра магазина – объем продаж с 1 кв. м площади. На этот показатель влияют расположение и соседство отделов.
По отделам внутри магазина. Здесь эффективность мерчандайзинга продемонстрируют такие показатели:
  1. Распределение покупок по категориям (количество чеков по категориям – число покупателей, которые пришли в магазин за товаром конкретного отдела, нашли и купили его).
  2. Количество наименований товаров в покупке из одного отдела (отражает комплексную покупку внутри отдела; например, краска, кисти, растворитель, перчатки, ламинат, плинтус, подложка, порожек).
  3. Отдача одного квадратного метра отдела. Сравнение показывает популярные (с правильно подобранным ассортиментом и грамотно установленными ценами, удобным расположением товаров) и менее популярные отделы.
По каждому из показателей необходимо установить нормативные значения и затем наметить меры по их достижению.
  14.31K просмотров

Блог


Поделиться: