История маркетинга
1300 год Вывески

Во всех крупных городах Европы в течение 1300-х годов вывески приобрели такое значение, что официальный указ обязывал торговцев и владельцев гостиниц вешать их на свои заведения, чтобы каждый мог правильно идентифицировать их бизнес (Houck 1969).

Историки полагают, что начало вывескам было положено рыцарями-крестоносцами, вернувшимися из «Девятого крестового похода (1271—1272). Щит на воротах был прямым указанием на то, что свободный от обязанностей ратник, желает поступить в наём, в качестве охранника к властителю или торговцу или в качестве наемного воина.

Поскольку очень немногие люди умели читать или писать, на вывесках изображались образы. Животные и предметы привлекали внимание и информировали путешественника: куст обозначал таверну, коза – лавку молочника, нож для разделки мяса – промысел кузнеца и так далее. Однако, с течением времени, к XVII веку, на вывесках стали появляется комбинация символов, образующих сюжеты и даже целые картины.

Первые вывески, в виде бутафорских предметов или плоских щитов с надписью и рисунком, сообщающими о названии заведения и роде его деятельности, по всей видимости, появились в России в конце XVII – начале XVIII вв. (Сазиков, Виноградова 2013). К 1705 году относят самое ранее известное нам изображение московской вывески (см. событие в истории).

Ранняя история средств наружной рекламы и вывески, в частности, на самом деле является «историей массовых коммуникаций». До пятнадцатого века публичное размещение рекламы, тем или иным образом, или публичное выступление, были единственными средствами распространения информации. Все изменилось в 1450 году, когда Иоганн Гутенберг изобрел «наборный шрифт» и, позднее, станок для печати с помощью него текстов (см. событие в истории).

К XIIX веку вывески уже заказывались художникам. Артели художников-оформителей вывесок строго следили за условными «стандартами» отрасли, правилами и качеством, чем подняли на высокий уровень искусство рекламирования вывесками, доказывая, что вывеска может быть не только информативной, но и красивой. В результате улицы Лондона и Парижа, Санкт-Петербурга и Москвы вскоре превратились в виртуальные художественные галереи.

С приближением двадцатого века появилось предсказание, что «Электрическая вывеска – это признак будущего». Исторические источники упоминается об открытии в 1802 г. «электрического дугового разряда» российским изобретателем академиком Василием Владимировичем Петровым. Он провел опыты и доказал, что с помощью электрической дуги можно сваривать металлы, производить их плавку и применять ее для освещения. В 1872 г. Александр Николаевич Лодыгин подает заявку на свое изобретение, лампу накаливания, и получает патент 1874 г. В 1873 г. он проводит опыты по устройству освещения Санкт-Петербурга лампами накаливания и основывает «Товарищество электрического освещения Лодыгин и К°» с исключительным правом на применение ламп накаливания.

Практичная же электрическая лампа накаливания была разработана и запатентована Томасом Эдисоном в 1879 году, что стало отправной точкой для широкого использования электрического света. Ночью города приобретали драматическую и сверкающую новую красоту. Человек, которому нужно было продать товар или оказать услугу, быстро распознал множество преимуществ светящейся вывески. Родилась индустрия электрических вывесок.

Источники

  • Houck (1969), «Outdoor advertising; history and regulation», John W. Houck, University of Notre Dame Press
  • Сазиков, Виноградова (2013), «Наружная реклама Москвы: История, типология, документы». Сазиков А.В., Виноградова Т.Б. - М.: Русскiй Мiр, 2013. – 400 с.
  •  04.03.2023   224 просмотра ID: 8049