История маркетинга
1440 год Гуттенберг изобрел литеры

Изобретение, вначале, металлических литер – букв для последующей печати с них оттиском, следом, печатного станка около 1440 года Иоанном Гутенбергом открыло рекламе новые горизонты. Наборные тексты из литер, чернила на масляной основе, деревянный станок, аналогичной сельскохозяйственным винтовым прессам того периода, а так же объединение этих элементов в единую практически работающую систему, – это стало поистине эпохальным изобретением, позволившим массово выпускать массовыми тиражами печатные издания.

Отправной точкой, с которой можно проследить начало типографской деятельность Гутенберга считается сообщение «Кельнской хроники», о том, что «1450 год был золотым годом, когда начали печатать, и первая книга, которую напечатали, была Библия по латыни, и была она напечатана очень крупным шриф­том, каким ныне печатают миссалы» (McLuhan 1962).

Эта позиция была опрокинута записью майнцского викария Хейнриха Кремера на экзем­пляре Библии из парижской Национальной библиотеки о том, что иллюминацию, рубрикацию и переплет этого экземпляра он закончил в августе 1456 г. Из расчета, что на работу над книгой такого объема должно было уйти около года, время окончания печати относилось на конец 1455 г. (Варбанец 1980).



По другим данным, самой первой печатной книгой считается так называемая «Сивиллина книга» (поэма на немецком языке), выход в свет которой исследователи относят приблизительно к концу 1445 года. Она сохранилась фрагментарно и представляет собой лист, на котором всего 11 строк (Куприянова 2010).

До 1456 года Гутенберг отлил не менее пяти различных шрифтов, напечатал латинскую грамматику Элия Доната (несколько листов её дошли до наших дней и хранятся в Национальной библиотеке в Париже и Российской государственной библиотеке), несколько папских индульгенций и, две Библии: 36-строчную и 42-строчную; последняя, известная под названием Библии Мазарини, напечатана в 1453—1455 годах. Два экземпляра Библии Гутенберга хранятся в Москве: одна - в Российской государственной библиотеке, другая - в библиотеке МГУ. Обе после Второй мировой войны были вывезены из Лейпцига в Советский Союз.

Это изобретение изменило общения людей. До появления печатного станка лишь ученые и немногие грамотные монахи могли читать и писать, а новости передавались устно. Однако поскольку в каждом регионе, тем более, стране был свой диалект, «слово» редко преодолевало более пятидесяти миль (Burke 1985). Печать дала возможность документально фиксировать факты и важную информацию, так что людям не приходилось больше полагаться только на свою память или слухи. Гораздо больше людей смогли учиться чтению и письму, новые идеи стали распространяться с небывалой быстротой. Новая технология породила и новые формы рекламы — печатные рекламные листки, афиши и торговые карточки и первое средство массовой информации — газеты.

С появлением печатной рекламы лавочники и купцы получили возможность обращаться к тысячам потенциальных покупателей далеко за пределами своей округи. Буквально через 22 года после изобретения книгопечатания в Англии появилось первое печатное объявление. Его текст был помещен на двери одной из церквей в Лондоне и информировал о продаже прихожанам молитвенника.

Источники

  • Burke (1985), «The Day the Universe Changed», Burke James, Boston: Little, Brown 1985, 91-92
  • McLuhan (1962), «The Gutenberg Galaxy. The making of Typographic Man», Marshall McLuhan, Toronto, University of Toronto Press, 1962
  • Варбанец (1980), «Йоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе», Варбанец H. В., Издательство «Книга» М 1980
  • Куприянова (2010), «История книжного дела в Европе: Учебное пособие», Куприянова Т. Г., Моск. гос. ун-т печати. Москва: МГУП, 2010. 138 с. 300 экз.
  •  01.01.1440   2.37K просмотров ID: 6570