История маркетинга
1976 год Начало маркетинга в СССР
С 17 февраля 1976 года при Торгово-промышленной палате СССР стала функционировать секция по вопросам маркетинга.
Следует заметить, что к маркетингу в СССР до середины 70-х годов не было однозначного отношения. Несмотря на то, что к этому времени в СССР о распространении идей маркетинга во всем мире было известно, блюстители чистоты политэкономии социализма на заседаниях и в рабочих документах доказывали необходимость маркетинга лишь для внешней торговли. Однако некоторые ученые и экономисты, представители левого либерального крыла, высказывали идеи и допускали возможность использования отдельных элементов концепции рыночного управления, некоторых форм сбытовой деятельности, межфирменных связей, изучения рынка и рекламы в условиях плановой экономики.
В 1975 году в издательстве «Прогресс» под редакцией Д. Костюхина на русском языке вышел первый сборник под названием «Маркетинг», в котором были собраны наиболее интересные материалы ведущих маркетологов США и Великобритании того времени: Л. Роджера, Д. Ньюмена, Э. Брича, А. Чендлера, Т. Левита, Ф. Котлера и других.
Первые отечественные публикации по вопросам маркетинга появились в журналах «Мировая экономика и международные отношения» (Г. Абрамишвили, Н. Капустина и т.д.), «Внешняя торговля» (П. Завьялов, Д. Костюхин, И. Кретов и т.д.) и в некоторых других. И хотя эти публикации носили преимущественно сдержано-критический характер в оценках и перспективах маркетинга в стране, авторы не могли не отметить серьезных коммерческих достижений тех Западных компаний, которые использовали в своей производственно-сбытовой деятельности принципы маркетинга.
Началом становления маркетинга в СССР послужило Международное Хельсинское совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, где было принято соглашение о развитии международных экономических связей, в том числе торговли на принципах маркетинга. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в котором на положении так называемой “третьей корзины” содержался раздел “Маркетинг”. В нем говорилось:
Практически в это же время были осуществлены первые переводы книг западных маркетологов Ф. Котлера «Управление маркетингом», С. Маджаро «Международный маркетинг» и некоторых других. Одновременно Секция Маркетинга начала выпускать бюллетень «Проблемы современного маркетинга (теория, методология, практика)».
Качественно новый этап в понимании маркетинговой деятельности связан с переходом СССР на рыночные отношения с середины 80-х – в начале 90-х годов. В этот период в маркетинговую элиту вливается новая группа маркетологов: А. Браверман, Е. Голубков, Н. Капустина, Р. Ноздрева, В. Секерин, А. Хрупкий, Л. Цигичко и др.
В 1990 году в СССР была образована Ассоциация маркетинга в СССР, в 1994 г. она была преобразована в Российскую ассоциацию маркетинга.
Следует заметить, что к маркетингу в СССР до середины 70-х годов не было однозначного отношения. Несмотря на то, что к этому времени в СССР о распространении идей маркетинга во всем мире было известно, блюстители чистоты политэкономии социализма на заседаниях и в рабочих документах доказывали необходимость маркетинга лишь для внешней торговли. Однако некоторые ученые и экономисты, представители левого либерального крыла, высказывали идеи и допускали возможность использования отдельных элементов концепции рыночного управления, некоторых форм сбытовой деятельности, межфирменных связей, изучения рынка и рекламы в условиях плановой экономики.
В 1975 году в издательстве «Прогресс» под редакцией Д. Костюхина на русском языке вышел первый сборник под названием «Маркетинг», в котором были собраны наиболее интересные материалы ведущих маркетологов США и Великобритании того времени: Л. Роджера, Д. Ньюмена, Э. Брича, А. Чендлера, Т. Левита, Ф. Котлера и других.
Первые отечественные публикации по вопросам маркетинга появились в журналах «Мировая экономика и международные отношения» (Г. Абрамишвили, Н. Капустина и т.д.), «Внешняя торговля» (П. Завьялов, Д. Костюхин, И. Кретов и т.д.) и в некоторых других. И хотя эти публикации носили преимущественно сдержано-критический характер в оценках и перспективах маркетинга в стране, авторы не могли не отметить серьезных коммерческих достижений тех Западных компаний, которые использовали в своей производственно-сбытовой деятельности принципы маркетинга.
Началом становления маркетинга в СССР послужило Международное Хельсинское совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, где было принято соглашение о развитии международных экономических связей, в том числе торговли на принципах маркетинга. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в котором на положении так называемой “третьей корзины” содержался раздел “Маркетинг”. В нем говорилось:
В конце 1975 года Президиум Торгово-промышленной палаты (ТПП) принял решение о создании при палате Секции маркетинга, а 17 февраля 1976 года состоялось ее учредительное собрание. Можно считать, что с этой даты маркетинговый методологический и практический подход к решению задач производства и сбыта был официально признан в СССР и начал свое становление и развитие.Государства-участники, признавая значение, которое имеет приспособление производства к требованиям внешних рынков, и для расширения международной торговли, сознавая необходимость возможно более полного знания и учета экспортерами запросов потенциальных потребителей будут:
- содействовать организациям, предприятиям и фирмам, занимающимся внешней торговлей, в дальнейшем расширении знаний и разработке методов, необходимых для эффективного сбыта
- поощрять улучшение условий для осуществления мер, направленных на содействие развитию торговли и удовлетворение запросов потребителей в том, что касается импорта, в частности, путем изучения рынка, проведения рекламы, а также, когда это целесобразно, путем создания служб снабжения, поставок запасных частей, послепродажного обслуживания и подготовки необходимого местного технического персонала
- поощрять международное сотрудничество в области содействия развитию торговли, включая маркетинг, а также работу, проводимую по этим вопросам в рамках международных организаций, и в частности, в Европейской экономической комиссии ООН”.
Практически в это же время были осуществлены первые переводы книг западных маркетологов Ф. Котлера «Управление маркетингом», С. Маджаро «Международный маркетинг» и некоторых других. Одновременно Секция Маркетинга начала выпускать бюллетень «Проблемы современного маркетинга (теория, методология, практика)».
Качественно новый этап в понимании маркетинговой деятельности связан с переходом СССР на рыночные отношения с середины 80-х – в начале 90-х годов. В этот период в маркетинговую элиту вливается новая группа маркетологов: А. Браверман, Е. Голубков, Н. Капустина, Р. Ноздрева, В. Секерин, А. Хрупкий, Л. Цигичко и др.
В 1990 году в СССР была образована Ассоциация маркетинга в СССР, в 1994 г. она была преобразована в Российскую ассоциацию маркетинга.
26.06.2020
2.85K просмотров
ID: 7077