История маркетинга
1796 год Плакаты методом литографии

В 1796 г. немецкий печатник Алоиз Зенефельдер усовершенствовал процесс литографии (Houck 1969). Суть метода печати изображений большого размера заключался в воспроизводстве и тиражировании изображений, способом плоской печати, при помощи, так называемого, литографского камня, изготовленного из мягких пород камня (например, на известняке). Особым химическим карандашом или чернилами на поверхности камня делался рисунок, затем камень протравливается кислотой, наконец, в него втиралась краска. Въедающаяся в протравленные места, краска оставляла на поверхности прикладываемой к камню бумаги хорош различимый отпечаток. Этот метод печати предоставил рекламодателям возможность печатать плакаты сравнительно больших размеров по относительно дешевой цене.

До 1860 г. плакаты отпечатанные литографским способом были черно-белыми, затем появляется возможность делать цветную литографию – хромолитографию (Трушина 2014). 

Год 1865 стал очередным этапом технологического процесса и стартом качественного развития рекламного плаката. Барон фон Рансонет изобрел метод фотохромолитографии, основанный на применении фотографического изображения и позволявший получать практически любые цвета за счет трех красок – синей, красной и желтой. Появилась возможность изготовления относительно дешевых, но передававших натуральные краски цветных репродукций массовым тиражом.

В 1870 г. Французский художник Жюль Шере изготовил первый художественный цветной плакат, исполненный в три основных цвета: красный, синий и желтый. Литографским способом стали печатать не только плакаты, но и этикетки, упаковку, иллюстрации для каталогов и т. д., что расширило возможности рекламного воздействия.

Методы размещения рекламных плакатов, изготовленных методом литографии, были довольно примитивными, для этого этапа развития наружной рекламы. Мальчику давали пригоршню манет и стопку плакатов, чтобы он расклеил их на стенах и заборах, зачастую, поверх ранее наклеенных. Поскольку городские здания находились в частной собственности, то расклейщики не рисковали размещать плакаты на стенах и массовая реклама на заборах, послужила созданию целой индустрии рекламы и появлению специального рекламного термина «Забор», обозначавшего вид рекламной поверхности и метод рекламирования с применением плаката.  Этот метод и термин сохранялись в индустрии рекламы в течение многих десятилетий. 

Простота технологии литографской печати и популярность такой рекламы, стали основанием для сооружения специальных стационарных колон, круглых в основании, диаметр которых позволял свободно «читать» плакат с одной точки. Такие колонны, размещавшиеся на площадях городов, стали называть «Рекламная тумба». В это же самое время, «заборы» эволюционировали в «Рекламные щиты» – фактически, доски, размещаемые на стене зданий, на заборах, на специальных опорах и устанавливаемых в качестве отдельно стоящих конструкции. Унификация размеров плакатов*, привела к стандартизации поверхностей, а, позднее, к их классификации, учету и налоговому контролю такой рекламы.

Изобретение литографии и последующие технические усовершенствования сделали плакат одним из главных орудий рекламы на столетия, но не меньшее, если не большее значение литографская печать имела для появления и развития рекламы в прессе.

________

* Театральные афиши были ограничены по размеру листами размером примерно 28х42 дюйма (примерно, 71х106 см.). (Houck 1969). 


Источники

  • Houck (1969), «Outdoor advertising; history and regulation», John W. Houck, University of Notre Dame Press
  • Трушина (2014), «История отечественной и зарубежной рекламы: учебник», Трушина Л. Е., изд. М. Дашков и К°, 2014
  •  23.05.2020   1.71K просмотров ID: 7066