История маркетинга
1965 год Основан ВНИИКС Министерства торговли СССР
В 1964 году основан ВНИИКС (Всесоюзный научно-исследовательский институт изучения конъюнктуры и спроса) Министерства торговли СССР. Институт занимался изучением спроса населения на товары народного потребления и конъюнктуры торговли.
В СССР имелись случаи, когда лишь после безуспешного проведения рекламы устанавливалось, что не нужно было рекламировать товар. Так, в СССР была проведена кампания по рекламированию патефонов. И только когда были израсходованы большие средства на рекламу, не давшую положительного результата, занялись выяснением причин равнодушного отношения покупателей к этому товару. Исследование показало, что патефоны устарели, их стали вытеснять радиолы, проигрыватели. Значительные средства были израсходованы на рекламу цветочных духов и одеколонов. Однако положительного результата эта реклама не дала. Причина отсутствия спроса на этот товар - нестойкий запах одеколона и духов.
В выступлении на Верховном Совете СССР седьмого созыва председатель Совета министров СССР А. Н. Косыгин отмечал:
Сейчас наша торговля еще значительно отстает от требований жизни. Чтобы преодолеть это отставание, торговые работники должны лучше изучать спрос на товары и через систему прямых заказов воздействовать на производство в целях улучшения ассортимента и качества продукции и организации выпуска новых товаров.Газета Правда, 4 августа 1966 г.
Изучение спроса должно быть поставлено на научную основу. Помимо продажи товаров и анализа товарных запасов, стало очевидным необходимость научно определить потребительский спрос на товары народного потребления у населения и на этой основе составить единый заказ на товары по области, краю, республике, стране на планируемый период и ближайшую перспективу. Во внутренней торговле СССР изучением спроса населения ранее занимались министерства торговли, Центросоюз и торгующие организации. При этом учитывался не только спрос в целом, но и его дифференциация по семьям рабочих, служащих, колхозников с различными доходами и различной структурой потребления. Созданный в 1965 году в СССР институт, был призван стать координационным центром, направить в единое русло изучение спроса и конъюнктуры торговли в стране.
С 1991 года это Всероссийский научно-исследовательский институт потребительского рынка и маркетинга (ВНИИПРиМ). Институт осуществляет научные и прикладные разработки по следующим основным направлениям:
- получение оперативной и достоверной информации о состоянии потребительского рынка в России и странах СНГ;
- получение информации по любым товарным группам;
- анализ и прогноз спроса населения, товарного предложения;
- конъюнктура рынка товаров и услуг;
- уровни и динамика средних розничных цен на отечественные и импортные товары;
- изучение потребителей, мотиваций, поведения на рынке;
- исследование воздействия рекламы на спрос и на поведение покупателей;
- оценка конкурентоспособности продукции и фирм;
- разработка маркетинговых программ;
- методика, организация и практика маркетинга;
- информационное обеспечение маркетинговой деятельности;
- организационно-методические разработки в области создания систем коммерческой информа-ции. Изучение процессов формирования рыночной инфраструктуры;
- методическое и программное обеспечение решения маркетинговых задач;
- поиск иностранных партнеров.