История маркетинга
1964 год Маркетинг как общественная деятельность
В 1964 году Роберт Холлоуэй (Holloway Robert J), в сотрудничестве с Робертом Хэнкоком (Hancock Robert S.), в своей работе «Коньюнктура маркетингового поведения» («The Environment of Marketing Behavior») представили маркетинг как общественную деятельность и, следовательно, рассматривали маркетинг, как процесс, находящийся под влиянием общества и влияющий на него.
Зарождение и становление науки и маркетинговой мысли в то время тесно связан с развивающейся озабоченностью роли бизнеса в обществе. Впервые стало уместно усомниться в том, что целью всего и вся в маркетинге является максимизация прибыли компании. В это время отчетливо проявилась школа маркетинга, которая буквально подняла обсуждение разной ценности краткосрочной и долгосрочной максимизации прибыли и стала рассматривать более высокий уровень корпоративных и социальных целей, которые подвластны маркетинговой практике.
Эта тема была настолько актуальной, что она одновременно привлекла внимание, как маркетинговых мыслителей от науки, так и распространителей популярных знаний в периодической прессе. На фоне целого ряда публикаций, вышедших в то время на эту тему, можно утверждать, что работа Холлоуэй и Хэнкок представляет особый интерес.
Из названия этой книги следует, что основное внимание уделяется среде маркетинга и тому, как эта среда влияет на поведение участников рынка. Что же такое среда маркетинга? Каковы силы, которые порождают изменения в маркетинге? В ответ на эти вопросы авторы дали «примерную схему» (Holloway, Hancock 1964) , или модель, того, что понимается авторами, как маркетинг.
«Примерная схема» представляет собой круг глобальных экзогенных переменных маркетинговой среды: социологических, антропологических, психологических, экономических, правовых, этических, конкурентных, экономических и технологических, в центре которого стоит маркетинг.
Холлоуэй также сыграл важную роль в издании учебника, призванного дать четкий выбор тем, кто хотел бы иметь более общий «макро»-взгляд на маркетинг (Holloway, Hancock 1968) . В своей отмеченной наградами статье, вместе с Гретером Холлоуэй автор продолжил мысль о социальной роли маркетинга и ясно высказался за изучение влияния государственного регулирования на принятие управленческих решений и в принципе влияния регулирования на функционирование рыночной системы (Grether, Holloway 1967) .
Эти работы легли в основу размышлений о роли маркетинга в стратегии достижения национальных целей, таких как экономическое развитие, контроль над народонаселением и перераспределение национального дохода и богатства. Развитие идеи социальной роли маркетинга нашло отражение в концептуальном мышлении маркетологов (Bagozzi 1977) . В месте с тем, практические вопросы решения социальные проблемы, такие как энергосбережение, образование, здравоохранение, контроль над населением и экономическое развитие, в настоящее время основываются на теории и практики маркетинга (Kotler 1975) .
Обоснование необходимости столь широкого понимания маркетинга, послужило толчком к его развитию как социальной науки. На многие десятилетия представление о целях и задачах маркетинга в области построения отношений и влияния на социум стали доминирующими среди исследователей и практиков маркетинга.