История маркетинга
1971 год Социальный маркетинг

В 1971 году один из авторитетных маркетинговых специалистов Филип Котлер обратил внимание теоретиков маркетинга и маркетинговой общественности на неотрывность решения коммерческих задач компаний и обретение ими рыночных перспектив, с решением насущных проблем социума, а также обосновал необходимость применения социального маркетинга для устойчивого развития компании.
Социальный маркетинг – это разработка, реализация и контроль программ, рассчитанных на получение дохода от социальных услуг и включающих в себя вопросы планирования продукции, ценообразования, коммуникации, дистрибуции и маркетинговых исследований (Kotler and Zaltman, 1971) .
В своей статье Котлер и Залман пишут о том, что многие плохо понимают, что такое социальный маркетинг, и часто смотрят на него с подозрением.
Применение коммерческих идей и методов для достижения социальных целей будет рассматриваться многими как еще один пример отсутствия у бизнеса вкуса и самоограничения. Однако применение логики маркетинга к социальным целям – это естественное развитие и в целом перспективное развитие бизнеса. Вместе с тем, социальный маркетинг является перспективой и основой для планирования и осуществления уже социальных изменений – чем больше потребителей делают покупки под воздействием социальных причин и чем больше компании помогают им сделать такой социальный выбор, тем очевиднее изменение социума. 

Однако, еще в 1952 году Г. Д. Вибе поднял вопрос: «Почему вы не можете продавать братство, как вы продаете мыло?» (Wiebe 1952).  Аналогичное прозвучало в бестселлере Джо Макгинниса «Продажа президента» 1968 года: кандидат в президенты США Никсон бросил вызов своей команде: «мы собираемся построить всю эту кампанию вокруг телевидения ... друзья, просто скажите мне, что я должен сделать и я это сделаю», – рекламисты, пиарщики, копирайтеры, визажисты, фотографы и другие объединились, чтобы создать образ и ауру кандидату в президенты, которые сделали бы этого человеком Америки» (McGinniss 1969).

Эти и другие случаи чуть ранее обозначили задачу маркетингу – продажи потребительских товаров и даже продукции промышленного производства может быть положительно окрашена  рядом социальных причин, помогающим сделать именно эту покупку. Соответственно, если эти социальные причины веские, то покупка не только удовлетворит потребителя, но и станет способствовать социальным изменениям. 

Несмотря на то, что вопросы социальных отношений, в контексте рыночной деятельности поднимались много раньше,  Однако, сдвиг в сторону внимания к выполнению более широких социальных обязанностей  произошел во взглядах на корпоративного управления  в 80-е годы, которые часто называют эпохой становления «социального маркетинга» (Hollander 1986).

  • Hollander, Stanley C. The marketing concept: a deja-vu. In Marketing Management Technology as a Social Process, edited by George Fisk. New York: Praeger, pp. 3–28.
  •  McGinniss Joe (1969), «The Selling of the President 1968» New York: Trident Press.
  • Philip Kotler and Gerald Zaltman, “Social Marketing: An Approach to Planned Social Change,” Journal of Marketing. Vol. 35 (July 1971), p. 5. Скачать
  • Wiebe G. D. 1952  «Merchandising Commodities and Citizenship on Tele­vision» Public Opinion Quarterly, Vol. 15 (Winter, 1951-52), pp. 679-691, at p. 679.
  •   199 просмотров
      1971 год

    Материалы по теме:


    Поделиться: