История маркетинга
1924 год Первый торговый центр

В 1924 году впервые реализован новый формат организации торговли «торговый центр» – группы предприятий торговли, управляемых как единое целое и находящихся в одном здании или комплексе зданий. По определению Международного совета торговых центров, торговым центром можно считать группу архитектурно объединённых розничных предприятий, управляемых единой компанией, обеспеченных парковкой и расположенных на специально спланированном участке. Идея несколько лет до этого, как говориться, витала в воздухе, но реализована была в 1924 году в предместьи Лос-Анжелеса на трассе «Лос-Фелиз-роуд» К.Л. Пекхэм, который открыл «Ye Market Place».

Это был один из первых торговых центров загородного «американского» типа, все же сохранивший концепцию «продуктовый рынок» – множество магазинов, расположенных рядом. В «Ye MarketPlace» было 23 отдельных магазина, построенных в форме буквы U, с парковкой в центре. Покупатели могли совершать покупки в каждом магазине и хранить свои товары в автомобилях по мере необходимости. Хотя эти магазины не находились под одной крышей, это стало началом того, что покупатели стали делать покупки, ориентированные на отделы.

В 1930 году открытие первого супермаркета «King Kullen» ознаменовало начало переопределения того, каким может быть продуктовый рынок. Вместо обычного предложения сухих продуктов, King Kullen предложил удобство тысяч продуктов не только в одном месте, но и под одной крышей. Впервые продуктовый магазин предложил отдел пекарни со свежеиспеченным хлебом, мясной отдел с мясной лавкой и обширный отдел продуктов - все это доступно для покупки через одну кассу. Это был первый открытых в последствии супермаркетов, которые предлагали такое разнообразие продуктов в одном магазине.

В отличие от аме­риканских, европейские торговые центры, как правило, сооружались в центральных городских районах в связи с их реконструкцией. Так, были построены торговые центры в Ковентри (Великобритания) и «Лиин- баан» в Роттердаме (Голландия). В конце 40-х и начале 50-х годов строятся тор­говые центры в городах-спутниках Лондона-Харлоу, Стивенендж, Кроу- ли, Базилдон и др., в городах-спутниках Стокгольма - Веллингбю, Фарста, Тэбю и др.В начале 60-х годов в некоторых странах Западной Европы появляются также загородные торговые центры «американского» типа. Наиболее зна­чительный из них «Таунус» был по­строен в окрестностях Франкфурта-на- Майне (Германия) для обслуживания свыше 2 млн. человек. Площадь его участка равна 330 тыс. м , общая торговая площадь магазинов-42 тыс. м .

В 50х годах XX века возникла идея создание «моллов». Идея создания не просто торговой точки, а общественной среды, которая призвана объединять людей, не только в целях приобретения товаров, но и совместного проведения свободного времени, принадлежит Виктору Грюну. Первым из четырех «молов» было решено построить Northland – галерею магазинов под открытым небом. Еще одной особенностью, которая отличала Northland от других торговых центров той эпохи, помимо его компоновки, масштаба и большого количества магазинов, стали оживленные общественные пространства между рядами магазинов. Northland Mall открылся в Детройте весной 1954 года и это был единственный в своем роде, крупнейший торговый центр в мире, как с точки зрения площади, так и количества магазинов на объекте. Открытие освящалось в самых известных СМИ того времени, а в первые недели работы комплекса его посещало около 40 000-50 000 ежедневно.

В 1956 году был открыт первый крытый многофункциональный торговый центр «Southdale» в Эдине, штат Миннесота, Он был спроектирован архитектором Виктором Грюном, эмигрантом из Австрии, самым известным архитектором коммерческой недвижимости. В свой первый год Northland Center собрал 88 млн. долларов, сделав его одним из самых прибыльных торговых центров в Соединенных Штатах.

Следующим шагом был первый в истории закрытый молл — Southdale Mall в Миннесоте. Для Грюна это был уже второй проект, но это был первый полностью закрытый, торговый центр в истории, в формате укрупненного многоярусного общественно-торгового центра с верти­кальным функциональным зонирова­нием, И именно в этом проекте были применены определенные приемы, которые до сих пор используются при проектировании торговых моллов. В Торговом центре Southdale была применена система климатического контроля, чтобы поддерживать постоянную «весеннюю» температуру (отсюда тема «бесконечной весны»), которая будет комфортной для людей круглый год. Большинство лестниц, эскалаторов и лифтов расположены не в центре торгового комплекса. Это делается для того, чтобы побудить покупателей пройти мимо всех магазинов на том уровне, на котором они находятся, прежде чем посещать магазины на другом уровне. Торговый центр проектировался в виде атриума – центр представлял собой огромный колодец. Делалось это для того, чтобы покупатель мог, находясь на одном уровне, видеть магазины другого уровня. В моле нет окон и часов, так что не нужно следить за временем, агрессивный свет в проходах и мягкий в магазинах буквально приглашает вас зайти туда Виктор Грюн вошел в историю, как один из самых известных архитекторов 20-го века. Первый крытый молл работает до сих пор.

На самом деле, можно смело утверждать, что первыми торговыми центрами были рынки Древнего Рима. Начавший работу еще в 15 веке Большой базар Стамбула, функционирует до сих пор. Это по-прежнему один из крупнейших мировых торговых центров, и он имеет более 4000 магазинов и 58 улиц.

Ранними примерами торговых центров в России в XVII—XIX веках являются торговые ряды, «гостиные дворы» и «пассажи». В их число входят «Гостиный двор» в Петербурге (архит. Валлен-Деламот, 1761-1785 гг.), Верхние торговые ряды в Москве (архит. А. Померанцев, 1889-1893 гг.). «Пассаж» в Санкт-Петербурге (1848).

 29.12.2019   6.19K просмотров ID: 6904