История маркетинга
1900 год Социальный маркетинг Michelin
В 1900 году французская шинная компания «Michelin» разработала 400-страничное издание «Michelin Guide» – издание, предлагающее водителям информацию по техобслуживанию автомобилей, с адресами гостиниц и советами путешественникам, которое в последствии все стали именовать «Красный гид Мишлен» («Red Guide Michelin»).
Путеводитель Мишлен около ста лет ассоциируется с белыми скатертями и высокими стандартами изысканной кухни, но его первый выпуск, выпущенный в 1900 году, был скорее практичным, чем претенциозным. Ограниченность запаса топлива и отсутствия надежных карт и дорожных указателей, которые могли бы подсказать: куда направляться, как вернуться, или где отремонтировать колесо или заправиться – все это не способствовало активным автомобильным путешествиям.
Впрочем, это не было серьезной общественной проблемой – в то время во Франции на дорогах было всего около 2200 автомобилей, но это было проблемой Michelin, не способствующей росту спроса на автомобильные, мотоциклетные и велошины. Благодаря ранней карьере государственного картографа одного из братьев Мишлен, компания смогла начать выпускать и распространять дорожные карты, которые также включали в себя справочник аптек, заправок, и простое руководство по базовому ремонту автомобилей в дороге. После этого, когда водители начали путешествовать, в «Michelin Guide» появилась информация о расположенных на их пути отелях и ресторанах. Конечно же, всю эту информация сопровождала реклама. Первая же реклама в путеводителе гласит (Michelin Guide 1900):
Новый автомобиль с передаточным числом, запатентованный S. G. DG.
- Двухтрубное шасси.
- 2-и 4-цилиндровый двигатель с регулятором и дроссельной заслонкой;
- 4-ступенчатая коробка с передача заднего хода, со стальными шестернями, вращающимися в масле.
- Круглое рулевое колесо.
- Сменный кузов.
Быстрая доставка — множество наград.Бесплатная отправка подробного каталога.
Братья-предприниматели Андре и Эдуард Мишлен были настолько уверены в том, что будущее за автомобилями, что бесплатно распространили («Offert gracieusement aux Chauffeurs», – Michelin Guide 1900) 35'000 экземпляров своего первого издания. Получив взрывной интерес к каталогам-путеводителям, Michelin добавила в свои издания больше регионов, выпустив новые выпуски для Алжира и Туниса, а также других франкоязычных стран.
Зачем все это? Те, кто все привык измерять финансовой эффективностью полагал, что чем больше люди путешествуют, чем быстрее изнашиваются покрышки колес их автомобилей, поэтому они конкурировали между собой, продавая шины. Братья Michelin тоже продавали шины, но продвигали мечту о владении автомобилем. Они видели и понимали, что 90% владельцев и читателей их каталогов-путеводителей – не водителями, а начинающие или мечтатели, которые однажды станут владельцами автомобилей — а автомобилям нужны шины.
Тем, кому трудно осознать написанное и взглянуть на любой бизнес с позиции отвественности перед потребителями и социумом, то пусть эта же самая идея Michelin прозвучит чуть иначе: маркетинговая тактика Мишлен заключалась в том, что люди с большей вероятностью выберут для покупки новых шин компанию Мишлен, если комфорт и удовольствие от путешествия за рулем собственного автомобиля поможет создать полезный справочник. Однако, Мишлен смотрели дальше автомобилистов-новаторов — они дали людям больше причин покупать автомобили: просто дав им возможность, по каталогу-путеводителю, оценить открывающиеся возможности и безопасность поездок туда, куда они никогда бы без автомобиля не добрались.