История маркетинга
1864 год Шустовский промоушен

Купеческая династия Шустовых берёт своё начало ещё с XVII века. Изначально семейство Шустовых занималось добычей и продажей соли в Прикамье, однако в XIX веке они сменили род деятельности. В 1863 году была основана компания «Н. Шустовъ и сыновья» (Барышников 1998), занимавшаяся производством и реализацией алкогольной продукции. Так появились знаменитые «бальзами», в народе именующиеся «Шустовская водка» (Чумаков 2018).

Потребители новую марку не знали и предпочитали знакомые напитки – как правило, дешевую низкосортную водку. Ее и заказывали московские трактирщики. Шустов хотел переломить ситуацию, доказав, что его коньяк и наливки благороднее и полезнее (Шилкина 2017). В 1864 году торговый дом «Н.Шустов и сыновья» провел необычную маркетинговую акцию. Суть акции заключалась в том, что приказчики торгового дома, продававшего спиртное, за деньги нанимали московских студентов, которые ходили по трактирам и требовали «шустовскую, лучшую водку в мире».

Когда такой водки не находилось, студент устраивал дебош. Оплату штрафов и причиненных повреждений, равно как и юридическую защиту студентам, осуществлял торговый дом. Задач, которые эта маркетинговая акция решела, были, как минимум, три:

  • Трактирщики, понимая участившийся спрос, стали закупать таким образом разрекламированный товар,
  • Постоянные посетители заведений, удивлялись столь настойчивому спросу на эту продукцию,
  • Все учиненные скандалы, естественно, освещались в прессе.

Вскоре, благодаря такому торговому маркетингу, ассортимент большинства московских питейных заведений включил в себя шустовскую водку.

В начале 1900-х, когда братья Шустовы запустили серийное производство армянского коньяка, они принялись действовать по той же схеме, только теперь нанятые ими актёры требовали коньяк уже в дорогих ресторанах, поскольку дорогие напитки продавали именно там (Огонек 2002). Подобные же методы промотирования принесли Шустовым необыкновенный успех, и в скором времени армянский коньяк стал популярен. Любил его и Уинстон Черчилль.

  • Барышников (1998), «Деловой мир России: Историко-биографический справочник», Михаил Николаевич Барышников, - С.-Петербург: Искусство-СПБ, Logos, 1998. - 448 с.
  • Огонек (2002). «Вам помочь или не мешать?» : Журнал «Огонёк», №10 от 17.03.2002, стр. 11 Скачать  
  • Чумаков (2018), «Шустовы. Коньячная империя королей пиара», Чумаков Валерий, — ЛитРес, 2018<
  • Шилкина (2017), «Пять гениальных находок коньячной империи Шустовых, которые могут сработать в наши дни». «Генеральный директор» 2017, №4. Скачать  
  •  5 февраля 2023   808 просмотров ID: 7053