История маркетинга
1887 год Реклама в Германии

В 1887 году выходит популярное издание «Книга рекламы: История, сущность и практика рекламы» (Das Buch Der Reklame: Geschichte, Wesen Und Praxis Der Reklame) ее автор Рудольф Кронауэр (Rudolf Cronau) немецко-американский журналист, автор отчетов о путешествиях, исторических и политических трактатов, художник Дюссельдорфской школы и иллюстратор.

В книге излагались история рекламы до начала 20 века, теоретические основы рекламного дела и рекомендации относительно необходимой частоты, формы и содержания объявлений. Автор описывает методы рекламы купцов и фабрикантов, владельцев ресторанов и отельеров, чудесную рекламу шарлатанов и врачей, и зазывалы. Издание иллюстрировано многочисленными примерами рекламы того времени.

В Германии реклама получила распространение значительно ранее, в первой половине XVIII века, в так называемых Intelligentblätter – информационных листах, вывешиваемых в публичных местах. Такие издания просуществовали в Пруссии до конца XIX в., причем они полностью находились в ведении государства, что несколько тормозило развитие рекламного дела.

С появлением частных издательств, изменилась ситуация и на рекламном рынке. К тому моменту выходили три газеты, издававшиеся в период с 1888 по 1890 гг.: «Norddeutsche Allgemeine Zeitung» , «Germania» и «Neue Preussische Zeitung». Газеты стали печатать объявления как крупных рекламодателей, так и мелких предпринимателей, ведь в Германии к концу XIX века существовал развитый рынок товаров и услуг.

Так, «владелец модного магазина в Берлине Рудольф Герцог в 1886 г. истратил 400 тысяч марок на объявления в газетах. При этом он говорил: “Пока я не пользовался объявлениями, я имел столь узкий сбыт, что хоть закрывай дело. Я использовал на объявления тысячу марок, и мой оборот вырос до 30 тысяч марок. Я истратил на объявления десять тысяч марок, и мой оборот возрос до сотен тысяч…”». (Ученова, Старых 1999). В Norddeutsche Allgemeine Zeitung, объявления о новинках в магазине женской одежды и тканей Рудольфа Герцога чаще всего занимали целую страницу и появлялись регулярно – раз в 2-3 дня.

К концу XIX века уже существовало несколько крупных газетных издательств, а также действовали рекламные агентства, обеспечивавшие связь между этими сферами. Реклама в периодической печати была важнейшим способом информирования читателей о товарах и услугах, существовавших на рынке. Наряду с многочисленными экономическими функциями реклама обладала социальной значимостью, составляя немалую часть общего информационного потока и формировала общественное мнение, влиять на которое, с помощью рекламы и пропаганды, пытались частные лица, государственные учреждения.

Впрочем, тоже общественное мнение к рекламе относилось больше чем настороженно. В частности, Berliner Bӧrsen-Zeitung так охарактеризовала рекламу: «В наше время нельзя сказать о ком-либо что-то более отвратительное, чем: “Он герой рекламы”. … Когда кто-то выходит на первый план и становится заметным при помощи рекламы, можно предположить, что этот человек не только жаждет славы, но и чересчур много думает о том, как бы упрочить собственное материальное благополучие при помощи рекламы. Поэтому можно с полной уверенностью говорить, что реклама является прямым следствием эгоизма, и потому презирать ее». (Cronau 1887)

Несмотря на возникавшие споры об эффективности такого способа достижения популярности, связанные, в том числе, с этической стороной вопроса, наблюдался значительный рост публикуемой рекламы. Печатались оригинальные сообщения, сопровождаемые изображениями товаров, использовались различные шрифты, активно применялись другие визуальные средства: рамки, орнаменты, выстраивание текста в виде той или иной фигуры. Черно-белая печать предоставляла некоторые, пусть и ограниченные, возможности для передачи оттенков, в том числе, в изображениях (Stoekl 2008). Формат большинства объявлений не предполагал крупных текстовых блоков, поэтому язык и содержание сообщений были максимально лаконичными и броскими.

Достаточно большая площадь, занимала реклама транспортных (грузовых, почтовых, пассажирских) перевозок, отелей, а также объявления о поиске или найме на работу. Рекламные объявления позволяют также сделать выводы о культуре времяпрепровождения читателей рекламы. Можно выделить два предлагаемых варианта досуга: с одной стороны, курорты в горах, на морском побережье или известные водолечебницы, скачки, а также объявления о продаже лошадей, анонсы ближайших театральных и оперных представлений.

Источники

  • Cronau (1887), «Das Buch der Reklame. Geschichte, Wesen und Praxis der Reklame». by Cronau R., Ulm: Wohlersche Buchhandlung, 1887. Скачать  
  • Stoekl (2008), «Werbetypografie – Formen und Funktionen», by Stoekl H., Werbung – grenzenlos / Held G., Bendel S. (Hrsg.). Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, 2008. 244 S.
  • Ученова, Старых (1999), «История рекламы, или метаморфозы рекламного образа». Ученова В.В., Старых Н.В., Учебник для ВУЗов. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 1999. 366 с.
  •  22.02.2021   1.96K просмотров ID: 7155